/ / Аналитика
19.01.2024

Минфин прокомментировал изменения в постановление об эмиссии эмиссионных ценных бумаг

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14 июля 2023 г. № 39 в новой редакции изложено постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 августа 2016 г. № 78 «Об эмиссии эмиссионных ценных бумаг» (постановление № 78). С 20 января 2024 г. новая редакция постановления № 78 вступает в силу. В этой связи ведомство напоминает об основных новациях правового регулирования.

Так, в новой редакции постановления № 78:

  • регламентируется порядок эмиссии новых видов облигаций, включая депозитарные облигации, структурные облигации и стрип-облигации, программы эмиссии биржевых облигаций;
  • детализируются требования к эмиссии обеспеченных и необеспеченных облигаций;
  • исключается решение о выпуске облигаций как отдельный формализованный эмиссионный документ (при этом решение о выпуске акций сохраняется), краткая информация об эмиссии ценных бумаг (все сведения об эмитенте облигаций и его облигациях будут содержаться в едином документе – проспекте эмиссии облигаций).

Изменения затронули проспект эмиссии ценных бумаг. Так, проспект эмиссии дополнен разделом «Краткое резюме», который должен содержать в доступной для понимания всеми категориями инвесторов форме информацию об эмитенте, в том числе о целях и стратегии его дальнейшей деятельности, которая, по мнению эмитента, позволит инвесторам сформировать предварительное представление о таком эмитенте как субъекте хозяйствования до детального изучения иных положений проспекта эмиссии.

Внедрена табличная форма основных параметров выпуска облигаций для удобства инвесторов и установления возможности их автоматической загрузки в Автоматизированную систему организации работы Департамента по ценным бумагам через единый портал электронных услуг.

В проспект эмиссии дополнительно включены сведения о:

  • размере уставного фонда эмитента, нормативного капитала (для банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», иных организаций, которые отражают в бухгалтерском учете совершаемые ими операции и составляют бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка, регулирующими вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской и (или) финансовой отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (далее – иные организации, применяющие правила банковского бухгалтерского учета);
  • бенефициарных владельцах эмитента;
  • дочерних и зависимых хозяйственных обществах эмитента, унитарных предприятиях, учредителем которых является эмитент (полное и сокращенное (при его наличии) наименование, место нахождения, учетный номер плательщика) на первое число месяца, предшествующего месяцу утверждения проспекта эмиссии (при отсутствии у эмитента более актуальной информации);
  • кредитном рейтинге (рейтинге) эмитента (при его наличии), о присвоенном кредитном рейтинге (рейтинге) эмиссионным ценным бумагам (при его наличии);
  • примененных к эмитенту и его руководителям мерах административной ответственности за нарушения законодательства о ценных бумагах, таможенного и налогового законодательства;
  • наличии (отсутствии) открытых в отношении эмитента исполнительных производств и задолженности по исполнительным документам;
  • представителе владельцев облигаций (при его наличии).

В связи с введением новых видов финансовых инструментов (структурных, депозитарных и стрип-облигаций), внедрением программы эмиссии биржевых облигаций в проспект эмиссии также включаются:

  • порядок и условия стрипования облигаций;
  • сведения, которые должны содержаться в проспекте эмиссии программы биржевых облигаций: его общей части и специальных частей.

В целях реализации подпункта 2.3 пункта 2 Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», а также облегчения для эмитентов заполнения раздела проспекта эмиссии «Сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента», в Инструкции предусмотрено, что указанный раздел будет включать в себя бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность, составляемую эмитентом, аудиторские заключения по этой отчетности, расчет стоимости чистых активов эмитента облигаций в виде копий указанных документов, прилагаемых к проспекту эмиссии. Таким образом, исключается необходимость переноса в проспект эмиссии сведений из этих документов.

Кроме того, в проспект эмиссии предусмотрено включение макета образца бланка облигации в виде приложения к проспекту эмиссии (в случае эмиссии облигаций в документарной форме). Это позволит инвесторам сравнивать предлагаемую к продаже облигацию в документарной форме с макетом, содержащимся в проспекте эмиссии, и убедиться в ее соответствии указанному макету (реквизиты облигации, объем прав, удостоверяемых облигацией, содержащиеся в проспекте эмиссии и в макете образца бланка облигации, должны быть идентичны).

Анкета выпуска эмиссионных ценных бумаг, включенных в Государственный реестр ценных бумаг, дополнена информацией о выпуске стрипов и о проведении процедуры стрипования.

Введены формы:

  • информации о предстоящей процедуре стрипования, направляемой в центральный депозитарий;
  • заявления инициатора процедуры стрипования в случае осуществления процедуры стрипования выпуска стрип-облигаций по инициативе лица, на счете «депо» которого находится весь выпуск стрип-облигаций.

Также обновленная Инструкция предусматривает совершенствование процессов регистрации ценных бумаг, внесения изменений Государственный реестр ценных бумаг и в эмиссионные документы, раскрытия соответствующей информации на Едином портале финансового рынка с учетом задач по оптимизации административных процедур и цифровизации бизнес-процессов.

Установлен порядок раскрытия зарегистрированного проспекта эмиссии в случае эмиссии облигаций, а также акций, размещаемых путем открытой подписки (продажи).

Проспектом эмиссии процентных облигаций может быть предусмотрено начисление процентного дохода, а также выплата номинальной стоимости при их погашении (досрочном погашении) с учетом индексации номинальной стоимости процентных облигаций (далее – индексируемые облигации) в зависимости соотношения значения определенного в проспекте эмиссии таких облигаций показателя, который может принимать только положительные значения (далее – показатель, используемый для расчета индекса), по состоянию на любую из дат в пределах срока обращения таких облигаций к значению показателя, используемого для расчета индекса, по состоянию на дату начала размещения таких облигаций.

Реализована возможность применения каскадной модели выплаты дохода по ценным бумагам как альтернатива общепринятому порядку. В таком случае эмитент вместо перечисления выплат по облигациям лицам, указанным в реестре владельцев облигаций, вправе заключить с центральным депозитарием ценных бумаг в Республике Беларусь договор на организацию погашения, досрочного погашения облигаций и выплаты дохода по ним, что исключит необходимость формирования эмитентом реестра владельцев ценных бумаг для каждого процентного периода.

Новая редакция постановления № 78 вступает в силу с 20 января 2024 г.

По сообщению официального сайта Министерства финансов Республики Беларусь