Налоги-2024. Иные вопросы налогообложения юрлиц
27 декабря 2023 г. принят Закон Республики Беларусь № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения», которым внесены корректировки в Налоговый кодекс Республики Беларусь. Министерство по налогам и сборам разъяснило ряд изменений, касающихся юридических лиц. |
|
С 1 января 2024 г. увеличены критерии валовой выручки для целей:
При этом независимо от увеличения вышеуказанных критериев:
С 2024 г. юридическим лицам, осуществляющим в не находящихся у них на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) капитальных строениях (зданиях, сооружениях) деятельность, классифицируемую в группе 552 «Предоставление жилья на выходные дни и прочие периоды краткосрочного проживания» согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», предоставлено право применять УСН в период действия сертификата соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, выданного им на оказание услуг гостиниц в вышеуказанных капитальных строениях (зданиях, сооружениях) (далее — сертификат). Такие юридические лица могут перейти на УСН с 1 января 2024 г. при одновременном соблюдении ими следующих условий:
С 2024 г. подпункт 2.1.3 пункта 2 статьи 324 Налогового кодекса изложен в новой редакции:
Уточнен перечень случаев, когда получение денежных средств, не составляющих валовую выручку организации, являющейся плательщиком УСН, не лишает ее права применения УСН по основаниям части первой подпункта 2.1.6 пункта 2 статьи 324 Налогового кодекса. Законодательно закреплены сроки отражения в учетной политике организации решения о признании денежных средств, при получении которых в соответствии с частью первой подпункта 2.1.6 пункта 2 статьи 324 Налогового кодекса она не вправе применять УСН, ее внереализационными доходами, указанными в подпункте 3.43 пункта 3 статьи 174 Налогового кодекса. Налоговым кодексом определено, что с 2024 г. суммы возмещения арендатором стоимости товаров (работ, услуг), приобретенных некоммерческой организацией и связанных с содержанием и эксплуатацией общего недвижимого имущества (объектов общего пользования), не включаются некоммерческой организацией в валовую выручку для целей исчисления налога при УСН независимо от того, за кем зарегистрировано право собственности на такое имущество (такие объекты) – за некоммерческой организацией или за ее участниками (членами). Конкретизирована дата отражения выручки от реализации:
С 2024 г. упрощен порядок корректировки налоговых обязательств в случае возврата организацией, применяющей УСН, в текущем налоговом периоде денежных средств, включенных ею в налоговую базу налога при УСН в прошлом налоговом периоде. Так, если в периоде возврата денежных средств действует такая же ставка налога при УСН, как и в периоде их включения в налоговую базу, в периоде возврата на сумму возврата подлежит уменьшению налоговая база налога при УСН (а не сумма налога, как в 2023 г.). Порядок корректировки налоговых обязательств путем уменьшения суммы налога при УСН сохраняется для случаев, когда в налоговом периоде возврата денежных средств действует ставка налога при УСН, отличная от примененной в налоговом периоде их включения в налоговую базу налога при УСН. Налоговый кодекс дополнен нормами, прямо предусматривающими, что налоговые обязательства не подлежат корректировке (путем уменьшения налоговой базы или суммы налога при УСН) в связи с возвратом денежных средств, ранее включенных в налоговую базу налога при УСН в составе внереализационных доходов в соответствии с частью четвертой подпункта 2.1.6 пункта 2 статьи 324 Налогового кодекса (за исключением случаев возврата денежных средств, ранее полученных организацией в качестве залога в обеспечение исполнения обязательства перед ней). В Налоговый кодекс включены положения, согласно которым ведение учета в книге учета доходов и расходов организаций, применяющих УСН, не заменяет обязанность ведения бухгалтерского учета для организаций, являющихся открытыми акционерными обществами, эмитентами облигаций. С 2024 г. применяющие УСН организации, ведущие бухгалтерский учет, вправе не вести в книге учета доходов и расходов организаций, применяющих УСН, учет кредиторской задолженности по состоянию на конец отчетного периода. |
|
|
|
Применение главы 11 «Принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения». С 2024 г. перечень сделок, освобожденных от контроля соответствия рыночным ценам, дополнен кредитами (займами), предоставленными организациям, включенным в перечень неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, подлежащих финансовому оздоровлению. Такой перечень утверждается областными исполнительными комитетами в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. В отношении порядка использования методов определения рыночных цен установлены следующие нововведения:
При использовании метода цены последующей реализации в отношении множества анализируемых сделок, совершенных в налоговом периоде, в которых цена последующей реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав выражена в иностранной валюте, для ее пересчета допускается применение среднего официального курса белорусского рубля к иностранной валюте, установленного Национальным банком Республики Беларусь, рассчитанного как средняя арифметическая величина. |
|
|
|
1. В соответствии с дополнениями, внесенными в подпункт 1.3 пункта 1 статьи 147 Налогового кодекса, при реализации резидентам государств – членов Евразийского экономического союза подакцизных товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь и помещенных под таможенную процедуру таможенного склада (без уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов), действие которой завершается таможенной процедурой таможенного транзита, акцизы не будут исчисляться (такая реализация (передача) не признается объектом налогообложения акцизами).
При изменении порядка исчисления акцизов (в том числе объектов налогообложения) новый порядок исчисления применяется по подакцизным товарам, отгруженным (переданным) с момента изменения порядка исчисления акцизов (ч. 2 п. 4 ст. 160 Налогового кодекса). 2. В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в подпункт 2.7 пункта 2 статьи 150 Налогового кодекса, все виды дистиллятов (сырье для производства алкогольной продукции), например, дистиллят ромовый, не признаются подакцизными товарами. Ранее неподакцизным товаром признавался только зерновой дистиллят. Также дано определение дистиллята. 3. Закреплено применявшееся на практике положение, предусматривающее, что в случае выявления товаров с объемной долей этилового спирта 7 % и более, отнесение которых к конкретному виду подакцизного товара не представляется возможным, такие товары облагаются акцизами по ставкам, установленным в подпункте 8.1 пункта 8 приложения 1 к Налоговому кодексу (максимальная ставка по спиртосодержащей продукции). 4. Товар «Нетабачные никотиносодержащие смеси для кальяна» выделен из группы товаров «Нетабачные никотиносодержащие изделия» в отдельную позицию, чтобы установить на него значительно более низкую ставку акцизов (п. 12 прил. 1 к Налоговому кодексу), поскольку применение в Республике Беларусь высокой ставки акцизов для нетабачных никотиносодержащих смесей для кальяна было экономически нецелесообразно. 5. Ставки акцизов на отдельные подакцизные товары увеличились (прил. 1 к Налоговому кодексу), в том числе в связи с индексацией ставок акцизов на сумму прогнозного уровня инфляции в 2024 г. |
|
|
|
Исчисление и уплата налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы). С 2024 г. по 2026 г. ставка налога на доходы составляет 0 (ноль) процентов по доходам по договорам перестрахования (за исключением доходов в виде неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров)) (п. 3 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З), если иностранная организация является резидентом государства, с которым не применяется международный договор Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения. С 2024 г. налоговые агенты вправе применять ставку налога на доходы в размере 0 % (абз. 7 подп. 1.1 п. 1 ст. 192 Налогового кодекса) к доходам иностранных организаций в виде компенсаций (возмещения издержек), комиссий, выплата которых предусмотрена договорами по предоставлению кредитов, займов, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1.1 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса. Конкретизировано, что налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы, представленная покупателем (физическим лицом, иностранной организацией, не состоящей на учете в белорусском налоговом органе) ценных бумаг на территории Республики Беларусь (кроме акций), подлежит учету в налоговом органе по месту постановки на учет организатора торговли ценными бумагами (ч. 2 п. 5 ст. 193 Налогового кодекса), т.е. в инспекции МНС по Советскому району г. Минска. Актуализирован перечень международных каталогов (справочников), сведения которых могут использоваться вместо документов, подтверждающих постоянное местонахождение иностранных организаций, для применения положений международных договоров об избежании двойного налогообложения по налогу на доходы. Для данной цели могут использоваться сведения международных каталогов информационного ресурса SWIFTRef, онлайн-сервиса «BIC Search» компании S.W.I.F.T. SC (Бельгия) (ч. 13 п. 1 ст. 194 Налогового кодекса). В части шестой пункта 2 статьи 194 Налогового кодекса, содержащего критерии для определения статуса иностранной организации в качестве фактического владельца дохода, устанавливается, что для иностранных организаций, у которых страна государственной регистрации не является страной постоянного местонахождения, допускается обладание правоспособностью не в стране постоянного местонахождения, а в стране государственной регистрации. |
|
|
|
С 2024 г. ставка налога на прибыль для постоянного представительства иностранной организации, у которого по итогам отчетного периода нарастающим итогом с начала налогового периода налоговая база налога на прибыль превышает 25 000 000 белорусских рублей, устанавливается, как и для белорусских организаций, в размере двадцать пять (25) процентов (п. 1 ст. 184 Налогового кодекса). С 2024 г. установлено, что при прекращении иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство заключение, подтверждающее зарубежные затраты, представляется налоговому органу не позднее месяца, следующего за месяцем ее прекращения (ч. 2 п. 10 ст. 180 Налогового кодекса). |
|
|
|
В 2023 г. положениями подпункта 2.1 пункта 2 статьи 30712 Налогового кодекса предусмотрено, что определение численности работников (инвалидов) производится за период с начала года по отчетный период включительно. При этом сбор за размещение (распространение) рекламы (далее – сбор) исчисляется ежеквартально без нарастающего итога. В связи с этим уточнен порядок определения численности инвалидов для признания организации неплательщиком сбора, и с 2024 г. определение численности таких работников производится поквартально без нарастающего итога с начала года. |
|
|
|
Внесены корректировки в пункт 1 статьи 3071 Налогового кодекса и в статью 3079 Налогового кодекса для уточнения плательщика транспортного налога в случае, когда лизингополучатель заключает договор сублизинга и передает транспортное средство сублизингополучателю. В таком случае плательщиком транспортного налога с 2024 г. признается сублизингополучатель. В статье 3079 Налогового кодекса установлена обязанность для организаций-сублизингодателей начиная с 2024 г. по представлению в налоговый орган по установленным Министерством по налогам и сборам формам и форматам в виде электронного документа сведений о транспортных средствах, переданных иным организациям или физическим лицам по договорам сублизинга. За 2024 г. организации-лизингодатели, организации-сублизингодатели должны представить установленные статьей 3079 Налогового кодекса для каждой из этих категорий организаций сведения не позднее 10 января 2025 г. Проиндексированы ставки транспортного налога, установленные согласно приложению 27 к Налоговому кодексу, в белорусских рублях. Статья 3077 Налогового кодекса дополнена пунктом 11, предусматривающим исчисление транспортного налога (включая авансовые платежи) по транспортным средствам, с года выпуска которых прошло не более 3 лет, включенным в перечень транспортных средств повышенной комфортности, определяемый Советом Министров Республики Беларусь, по ставкам, увеличенным в 10 раз. Одним из новшеств 2024 г. является то, что при исчислении и уплате авансовых платежей льготы по транспортному налогу не применяются (п. 8 ст. 3077 Налогового кодекса). В связи с цифровизацией с 2024 г. транспортного налога в статье 3078 Налогового кодекса установлен срок направления налоговыми органами плательщикам-организациям по месту постановки на учет на портал Министерства по налогам и сборам предварительно заполненных налоговых деклараций (расчетов) по транспортному налогу – не позднее 30 января 2025 г. за 2024 г. При этом срок представления организациями налоговых деклараций (расчетов) по указанному налогу и сроки уплаты транспортного налога в бюджет (включая авансовые платежи) сохранены прежние. |
|
|
|
Терминология, используемая в главе 21 Налогового кодекса в отношении экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, приведена в соответствие с Законом Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-З «Об охране атмосферного воздуха». В статье 248 Налогового кодекса установлен порядок определения налоговой базы экологического налога в ситуациях, когда организации не ведут должным образом учет отходов производства. В таком случае положения подпунктов 2.4 и 2.5 пункта 2 статьи 247 Налогового кодекса не применяются и налоговая база налога за хранение отходов производства определяется:
Проиндексированы ставки экологического налога в приложениях 7–9 к Налоговому кодексу в белорусских рублях. Скорректирован перечень объектов, при финансировании капитальных вложений в которые уменьшается исчисленная сумма налога за хранение отходов производства и налога за захоронение отходов производства (п. 5 ст. 251 Налогового кодекса). |
|
|
|
Проиндексированы ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, установленные в статье 257 Налогового кодекса и согласно приложениям 10–11 к Налоговому кодексу, в белорусских рублях. Кроме этого, в приложении 10 к Налоговому кодексу установлен порядок определения ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении потерь воды в случаях, когда осуществляется использование добытой воды на разные цели. |
|
|
|
С 1 января 2024 г. вступают в силу изменения в Налоговый кодекс, согласно которым резидентам свободных (особых) экономических зон, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Парка высоких технологий, Китайского-Белорусского индустриального парка «Великий камень» предоставляется право применять единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции в части деятельности их филиалов, осуществляющих производство (производство и переработку) сельскохозяйственной продукции и (или) первичную переработку льна. |
Налоги-2024. Налогообложение юрлиц (НДС, налог на прибыль, недвижимость, земельный налог)
Налоги-2024. Налогообложение индивидуальных предпринимателей
Налоги-2024. Налогообложение физлиц (подоходный, земельный, единый налоги, сборы и др.)
Информация предоставлена Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!