/ / Аналитика
15.01.2024

О корректировке законодательства в области ветеринарной деятельности – в комментарии Минсельхозпрода

6 января опубликован Закон Республики Беларусь от 3 января 2024 г. № 338-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности» (Закон № 338-З).

Закон № 338-З принят в целях:

  • совершенствования Закона Республики Беларусь от 2 июля 2010 г. № 161-З «О ветеринарной деятельности» (Закон №161-З) с учетом практики его применения;
  • приведения в соответствие с международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза в частности, в соответствие:
    • с Правилами регулирования обращения ветеринарных лекарственных средств на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 21 января 2022 г. № 1 (Решение № 1);
    • с Правилами регулирования обращения диагностических средств ветеринарного назначения на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 сентября 2022 г. № 140 (Решение № 140);
    • с Правилами надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. № 77 (Решение № 77);
    • с Правилами регулирования обращения дезинфицирующих, дезинсекционных и дезакаризационных средств ветеринарного назначения на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 декабря 2023 г. № 150 (Решение № 150).

Обращение ветеринарных препаратов

Первый блок изменений, содержащихся в Законе № 338-З, коснулся сферы обращения ветеринарных препаратов.

Изменения затронули терминологию. Так, термины «ветеринарные препараты», «фальсифицированный ветеринарный препарат» и их определения, содержащиеся в Законе №161-З , приведены в соответствие с Решениями № 1, № 140, № 77, также уточняются термины «ветеринарная деятельность» и «ветеринарно-санитарные правила» в части действия этих правил «в области ветеринарии.

Закреплено положение о том, что термины «ветеринарная аптека», «ветеринарное лекарственное средство», «ветеринарный лекарственный препарат», «биологический ветеринарный лекарственный препарат», ветеринарного лекарственного препарата», «реестр ветеринарных лекарственных препаратов Евразийского экономического союза», «референтный ветеринарный лекарственный препарат», «фармацевтическая субстанция» используются в значениях, определенных международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза в области ветеринарии.

Кроме того, термин «ветеринарные препараты» изложен в новой редакции с целью объединения нескольких групп средств (ветеринарные лекарственные препараты, дезинфицирующие, дезинсекционные, дезакарицидные и диагностические средства ветеринарного назначения).

Введены термины «дезинфицирующие», «дезинсекционные», «дезакарицидные» средства ветеринарного назначения в целях отдельного выделения данных групп средств и единого трактования понятий. Эти средства при применении не вступают в контакт с животным (используются in vitro) и подход к подтверждению их соответствия при их обороте на территории республики будет отличаться от ветеринарных лекарственных препаратов.

Дополнены термины «обращение ветеринарных препаратов», «фармаконадзор», «надлежащая аптечная практика» и «фармацевтическая инспекция».

Обращаем внимание, что термин «обращение ветеринарных препаратов» для целей Закона использован в более широком значении по отношению к решениям № 1, № 140 и № 150. Это термин, объединяющий обращение нескольких групп средств, относящихся к ветеринарным препаратам.

Так в Законе данный термин регулирует обращение:ветеринарных лекарственных препаратов;дезинфицирующих, дезинсекционных и дезакаризационных средств;диагностических средств ветеринарного назначения.

Совет Министров Республики Беларусь дополнительно наделен полномочиями по установлению порядка проведения аттестации фармацевтических инспекторов, порядка и условий выдачи сертификата, подтверждающего соответствие промышленного производства ветеринарных препаратов требованиям, установленным Законом Республики Беларусь от 2 июля 2010 г. № 161-З «О ветеринарной деятельности» (Закон № 161-З), актами законодательства в области ветеринарной деятельности, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Также определено регламентирование порядка проведения аттестации фармацевтических инспекторов, прошедших соответствующее обучение, в порядке, установленном законодательством государства-члена, как оговорено Решением № 1, а также отдельных положений проведения инспекций, неурегулированных Решением № 1.

Уточнены вопросы проведения фармацевтической инспекции как предварительного условия по осуществлению административной процедуры выдачи сертификата, подтверждающего соответствие производства ветеринарных препаратов и мест торговли ими требованиям, установленным Законом, актами законодательства в области ветеринарии, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза и определена организация, подчиненная Министерству сельского хозяйства и продовольствия, на проведение инспекции.

При этом полномочия фармацевтической инспекции расширены с одновременным наделением ее функциями оценки соответствия производства ветеринарных препаратов и мест торговли ими.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия наделяется дополнительными полномочиями в части:определения перечня ветеринарных лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту специалиста в области ветеринарии;установления порядка проведения фармацевтических инспекций мест производства ветеринарных препаратов и мест торговли ими;установления порядка и условия выдачи сертификата, подтверждающего соответствие производства ветеринарных препаратов и мест торговли ими требованиям, установленным Законом, актами законодательства в области ветеринарии, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза;формирования и ведения реестра фармацевтических инспекторов.

Специалисты в области ветеринарии наделяются правом давать рекомендации об уничтожении кормов, кормовых добавок и ветеринарных препаратов, несоответствующих установленным требованиям, а также выписывать рецепты на ветеринарные лекарственные препараты.

Дополняется перечнем исследований (испытаний), на проведение которые уполномочены только государственные ветеринарные лаборатории в целях гармонизации с правом Евразийского экономического союза.

Вместе с тем урегулировано проведение текущих исследований (испытаний), которые осуществляются:в рамках проведения плановой диспансеризации, которая проводится в целях подтверждения благополучия поголовья животных конкретных субъектов хозяйствования;в соответствии с положением о порядке проведения мониторинга в области ветеринарии и использования его данных, которые проводятся с целью оценки:эпизоотической ситуации;эффективности и полноты проведения ветеринарных мероприятий, условий содержания и состояния здоровья животных (профилактики, диагностики, лечения);безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животного происхождения, а также продуктов растительного происхождения при их реализации на рынках, кормов и кормовых добавок, и качества ветеринарных препаратов.

С целью контролируемого оборота лекарственных препаратов, Закон № 338-З закреплена норма, предусматривающая осуществление розничной торговли ветеринарными лекарственными препаратами, в условиях соблюдения требований надлежащей аптечной практики в сфере обращения ветеринарных лекарственных препаратов, в ветеринарных аптеках.

В соответствии с токсикологическими группами, реализуемых ветеринарных лекарственных препаратов, ветеринарные аптеки подразделены на ветеринарные аптеки первой, второй и третьей категории.

Закон № 161-З дополнен условиями, при которых ветеринарные препараты не подлежат регистрации.

Определены требования к обращению фармацевтических субстанций.

Предусмотрены нормы о допуске к реализации и применению кормовых добавок, выпущенных в обращение в период действия регистрационного свидетельства о государственной регистрации, после окончания срока действия регистрационного свидетельства о государственной регистрации до истечения срока годности кормовой добавки, указанного на упаковке.

Урегулированы вопросы использования некачественных и фальсифицированных кормов и кормовых добавок, а также кормов и кормовых добавок с истекшим сроком годности и небезопасных.

Ветеринарно-санитарная экспертиза

Второй блок изменений, содержащихся в Закон № 338-З, коснулся ветеринарно-санитарной экспертизы.

Конкретизируется, что требования к безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов растительного происхождения при их реализации на рынках относятся только к физическим лицам, так как юридические лица при осуществлении своей деятельности по продаже товаров (растительного происхождения) на торговых местах на рынке обязаны соблюдать требования, установленные законодательством для юридических лиц.

Так как растительная продукция, реализуемая юридическими лицами, в том числе на рынке, не попадала под действие Закона №161-З, внесено уточнение, что ветеринарно-санитарная экспертиза при реализации продуктов растительного происхождения на рынке проводится только в отношении физических лиц, так как надзор за безопасностью при реализации продуктов растительного происхождения на рынке не регламентирован иными актами законодательства в области ветеринарной деятельности, временными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями в случае их введения, едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями, иными международно-правовыми актами, составляющие право Евразийского экономического союза, в области ветеринарии.

Значение термина «ветеринарно-санитарные правила» распространено на проведение исследований при ветеринарно-санитарной экспертизе продуктов животного происхождения, а также продуктов растительного происхождения при их реализации физическими лицами на рынках и на перемещение и реализацию животных по территории Республики Беларусь, направленные на обеспечение ветеринарного благополучия.

Сложившаяся практика функционирования рынков показала, что на их территории имеются торговые объекты и пункты общественного питания. Осуществление государственного надзора за соблюдением технических регламентов и надзора в области ветеринарии в таких объектах не входит в компетенцию государственной ветеринарной службы.

Внесение изменения позволит исключить двоякое трактование требований статьи 18 Закона № 161-З и, с учетом внесения изменения в термин «ветеринарно-санитарный осмотр», принесет определенность в понимании положений данной статьи.

Учреждение форменной одежды для государственных ветеринарных инспекторов Республики Беларусь

Третий блок изменений, содержащихся в Законе № 338-З, коснулся форменной одежды для государственных ветеринарных инспекторов Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь государственные ветеринарные инспекторы наделены правом на ношение форменной одежды. При этом учреждена форменная одежда и знаки различия только для должностных лиц (которые являются государственными ветеринарными инспекторами) государственного учреждения «Белорусское управление государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте». Утверждены перечень предметов форменной одежды должностных лиц государственного учреждения «Белорусское управление государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте» и описание знаков различия этих должностных лиц.

Закон № 161-З дополнен полномочиями Президента Республики Беларусь об:

  • учреждении форменной одежды и знаков различия государственных ветеринарных инспекторов;
  • утверждении перечня предметов форменной одежды государственных ветеринарных инспекторов;
  • утверждении описания знаков различия государственных ветеринарных инспекторов.

Информация предоставлена Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!