/ / Общественно-политические
21.01.2019

С акцентом на контроль. Кто контролирует автошколы?

Кто контролирует автошколы? Ответ, казалось бы, очевиден: аккредитованный орган по сертификации услуг – это предприятие «Белтехосмотр» и Белгосинститут метрологиии. Они дают право обучать, они же должны и лишать этого права. Сейчас так: проверили предоставленные автошколой документы, наличие матбазы и т.д., нормам соответствуют – выдали разрешение сразу на 5 лет, имея возможность проводить и периодическую проверку. Между тем проблемы в этой сфере множатся. Для наглядности: только в Минске с первой попытки права получают всего процентов 20 (!) кандидатов в водители, раз в квартал в городе стабильно закрывается, объявляет себя банкротом как минимум одна автошкола, а само обучение может растянуться и на год. Как такое стало возможным? Быть может, должного контроля в привычном понимании этого слова за обучением нет? Но ведь речь о подготовке людей, которые вот-вот сядут за руль.

Автошкола

Ничего личного. Просто бизнес?

Нужно признать: эта сфера оказания услуг для отдельных бизнесменов все больше становится возможностью легко заработать, и плевали они на результаты учебы. Потому и ведут себя нагло. Не в обиду порядочным автошколам, но толку, согласитесь, было больше, когда обучение контролировала ГАИ: педагоги и курсанты понимали, что в любой момент на занятия может прийти проверяющий в милицейской форме. «Контрольные функции в этой сфере перешли к предприятию «Белтехосмотр», БелГИМ более 10 лет назад. И что мы получили? – задается вопросом заместитель начальника МЭО ГАИ ГУВД Минска Владимир Свиридович. – Процент неудовлетворительных сдач экзаменов в ГАИ города с первой попытки заметно вырос, и сейчас он почти 80. Это говорит о безответственности ряда автошкол и отсутствии за ними должного контроля».

Возможно, в том есть вина и курсантов? Собеседник парирует – многое зависит именно от руководства учреждения, организации учебы: «Сейчас большинство выпускников теорию еще кое-как сдают, но как за руль сядут – ужас! Некоторые и эстакады не видели, а на дороге такое вытворяют, что страшно. А ведь экзаменатор не знает, как человека обучили».

У органа по сертификации жестких требований к автошколам действительно нет, в процессе обучения они, в общем-то, должным образом не контролируются, продолжает Андрей Мелех, начотделения МЭО ГАИ ГУВД: «Когда контроль отдали «Белтехосмотру», БелГИМ, словно вырвали кусок из концепции по безопасному движению. Мы учим поведению на дороге, начиная с детсада, а самый ответственный момент – подготовка водителей – выпадает из нашего поля зрения».

К слову, специалисты ГАИ предлагают, как я считаю, дельную вещь: обязать автошколы иметь в собственности хотя бы часть матбазы (когда есть что терять, тогда и к обязанностям относишься более ответственно). Так, кстати, уже заведено в ряде частных автошкол, в автоучебных комбинатах и ДОСААФ, у них и уровень подготовки выше.

Пока сертификат есть – автошкола работает

Негативные события происходят постоянно. То неожиданно для курсантов автошкола исчезает, то на дороге госавтоинспектор остановит учебный автомобиль и окажется, что занятие проводится нелегально. Или взять ситуацию героини нашей недавней публикации («Вождения три года ждут?»), матери 6 детей Светланы Манько-Родкевич, которая попыталась обратить внимание на проблему контроля за подготовкой будущих водителей в целом, а в частности – вернуть оплаченные за учебу в «ДрайвКласс» деньги. Женщину угораздило пойти туда учиться еще в ноябре 2017 года, обучение не окончено и сегодня. Лишних средств, говорит, на другую автошколу пока нет.

Сейчас минчанка, подстраховавшись доказательной базой, готовит иск в суд и просит разобраться в ситуации Госстандарт, районную администрацию, службу БЭП, прокуратуру, общество защиты прав потребителей. До этого сообщала об инцидентах в выдавший автошколе сертификат соответствия «Белтехосмотр». Он нарушений «ДрайвКласса» не увидел. Оттуда, мол, была истребована документация: в частности, приказ о зачислении курсантки на обучение, датированный мартом 2018-го (хотя учеба, уверяет другая сторона конфликта, и она готова это подтвердить, началась еще в 2017 году), медсправку Манько, которая тоже за март (хотя Светлана говорит, что ее, как и других, приняли без этого документа). Однако почему орган по сертификации оценил ситуацию лишь по данным, представленным учреждением? Почему не обратил внимания на то, что полнота, стабильность и качество учебного процесса, выполнение договора, регистрация групп в ГАИ и т.д. вызывают вопросы? Почему не учел репутацию автошколы и то, что она долгое время планово не направляет на экзамен в ГАИ своих выпускников?

Знает и молчит?

О ситуации с подшефными учреждениями в соответствующем органе по сертификации услуг знают, поскольку туда направляются сведения о результатах сдачи экзаменов и уровне аварийности среди выпускников автошкол (кстати, по сведениям МЭО ГАИ, за последние пару лет он 9 раз направлял в Минтранс информацию о ненадлежащей подготовке курсантов автошколой «ДрайвКласс»). Почему же такой результат?

Сейчас ясно одно. С учетом того, что речь все же идет об особой сфере оказания услуг, органу по сертификации, возможно, стоит переформатировать свою работу с акцентом на контроль подготовки в автошколах? А для этого нужно без предупреждений периодически посещать занятия, давать реальную промежуточную оценку учебному процессу, общаться с курсантами, просматривать «книгу жалоб», реагировать на негативную репутацию заведений, контролировать регистрацию групп, даты начала и окончания занятий, сдачу экзаменов, соответствие записей в путевом листе фактическим показаниям спидометра учебных машин. Есть нарушения – вынесите предписание, не устраняются – лишайте сертификата. Либо стоит вернуть контрольную функцию ГАИ? Ведь нынешнее положение бросает тень и на сам орган по сертификации.

ГОССТАНДАРТ СООБЩАЕТ

Когда материал готовился к печати, С.Манько-Родкевич пришел ответ из Госкомитета по стандартизации. По его поручению Белгосцентром аккредитации было рассмотрено обращение о поверхностной проверке деятельности автошколы «ДрайвКласс» органом по сертификации УП «Белтехосмотр» (при рассмотрении более раннего заявления Манько-Родкевич в «Белтехосмотре»). Теперь Госстандарт сообщает: изложенная в обращениях информация подтвердилась, на основании чего сейчас приостановлено действие аттестата аккредитации, ранее выданного органу по сертификации УП «Белтехосмотр». Это значит, что пока работы, связанные с сертификацией услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей «Белтехосмотром», приостановлены. Проверка продолжается.

Кроме того

Недавно директора автошколы «ДрайвКласс» привлекли к административной ответственности по одному из фактов, о котором сообщала С.Манько-Родкевич – касательно непредоставления книги замечаний и предложений (ее в учебном помещении, как выяснилось, вообще не было).

Людмила Гладкая, «СБ. Беларусь сегодня», 21 января 2019 г.