/ / Общественно-политические
22.06.2018

Петр Атрощенко: Итог весенней парламентской сессии – рассмотрены почти полсотни законопроектов

Депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси, член Постоянной комиссии по национальной безопасности Петр Атрощенко с очередной рабочей поездкой посетил Крупский район. Вместе с председателем райисполкома Анатолием Козелом он провел прием граждан. По традиции во время визита в его графике было запланировано и общение с журналистами. В этот день мы беседовали об итогах очередной парламентской сессии, которая уже подходит к концу.

Петр Атрощенко

– Петр Алексеевич, каковы главные итоги? Над чем работали парламентарии в целом, и Вы в частности, как член Постоянной комиссии по национальной безопасности?

– Основные усилия депутатского корпуса были сосредоточены на правовом обеспечении стратегии социально-экономического развития, укреплении суверенитета, упрочении позиций государства на международной арене и создании надежных условий для повышения благосостояния наших граждан. Всего на четвертой, весенней сессии парламента, которая работает со 2 апреля, планируется рассмотреть около 50 законопроектов, охватывающих широкий спектр направлений нашей жизни. Впереди еще несколько заседаний. Лично у меня на этой сессии было три законопроекта, полагаю, что я их отработал качественно и в полном объеме.

– В СМИ анонсировали принятие законопроекта, касающегося защиты государственных секретов. Знаю, что Вы внесли большой вклад в разработку этого документа. Расскажите подробнее.

– Да, действительно, 7 июня во втором чтении я докладывал проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты государственных секретов». Законопроект направлен на устранение проблем правового регулирования, выявившихся в правоприменительной практике. Он направлен на создание условий для эффективного функционирования системы защиты государственных секретов. Скажу откровенно, что пока это был самый сложный законопроект, очень много возникало нюансов. Проектом закона предлагается внести изменения и дополнения в соответствующие статьи Хозяйственно-процессуального кодекса Республики Беларусь. Это и ознакомление участников процесса с материалами дел и процессуальными документами, и порядок изготовления выписок, копий процессуальных документов, и порядок подачи жалоб на процессуальные решения, содержащие государственные секреты.

– Разработаны и изменения в трудовое законодательство…

– Совершенно верно. Планируется дополнить статью 47 Трудового кодекса пунктом 8, которым устанавливается правовое основание для расторжения трудового договора (контракта) с работником, которому для исполнения его трудовых обязанностей необходим допуск к государственным секретам, но такой доступ для него прекращен. Также документом вносятся дополнения и изменения в ряд статей Закона Республики Беларусь «О государственных секретах».

– Сейчас очень широко обсуждается так называемая «наркотическая» тема, вопросы смягчения законодательства в этой сфере, голодовки матерей… Что думают по этому поводу парламентарии? На какой стадии рассмотрение вопроса?

– Что касается этой проблемы, скажу так. В мае материалы из Совета Министров поступили в нашу комиссию, Постоянную комиссию по национальной безопасности. Планируется, что уже на этой сессии законопроект будет рассмотрен в первом чтении. Очень много обращений, в том числе и к депутатскому корпусу. В основном, матери, жены, родственники осужденных требуют пересмотра уголовных дел и снижения наказания за совершенные преступления. Кстати, есть и обращения противоположной направленности, где родственники людей, пострадавших от этих преступлений, требуют оставить в силе и даже ужесточить законодательство, вплоть до применения смертной казни. В отношении изменений в ст. 328 Уголовного кодекса, касающейся незаконных операций с наркотиками, планируется снизить границы по срокам. Если сейчас за оборот с целью сбыта грозит от 5 до 8-ми, то предлагается установить пределы от 3 до 8 лет. За это же преступление, совершенное группой лиц, в крупном размере или ранее уже судимым за наркотики, сейчас наказывают лишением свободы на срок от 8 до 15 лет, планку планируется снизить от 6 до 15 лет. При этом конфискацию имущества, которая идет вдобавок к сроку, возможно, заменят на штраф.

– Обсуждаемый законопроект не ограничивается только «наркотической» темой?

– Да, он предполагает еще ряд изменений и дополнений. Так, УК, возможно, дополнится статьей о пропаганде самоубийства. Под этим будут понимать «умышленное распространение в любой форме информации в целях возбуждения у индивидуально неопределенного круга лиц решимости совершить самоубийство при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 145 и 146 УК («Доведение до самоубийства», «Склонение к самоубийству»). За это могут наказать штрафом, исправительными работами на срок до 2 лет, арестом или ограничением свободы до 2 лет. Если такая пропаганда повлекла одно самоубийство или попытку это сделать – грозит от ограничения свободы и до 5 лет ее лишения. Если речь идет о двух и более жертвах, то грозит срок от 3 до 6 лет. Также рассматривается предложение переписать в УК статью о клевете или оскорблении, где уже предусмотрено наказание за ее распространение в публичном выступлении или демонстрируемом произведении, печати или СМИ. Среди прочего хотят добавить еще «в глобальной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования». Такой же пункт об интернете добавят в статью об оскорблении. Наказание – от штрафа до 3 лет ограничения свободы. Возможны изменения в статью «Измена государству». Если действия совершены «должностным лицом, занимающим ответственное положение» или человеком, на которого «распространяется статус военнослужащего», то ему грозит от 10 до 20 лет. Сейчас в статье нет таких оговорок, наказание для всех – от 7 до 15 лет.

– Насколько я знаю, вносились и предложения по поводу снижения тяжести наказания за определенные преступления в экономической сфере. К какому мнению пришли?

– Предложено несколько послаблений для экономических, а также некоторых других преступлений. Для экономических преступлений возможно изменение определения «крупного размера» и «особо крупного размера» сделки, ущерба, дохода. Сейчас это цифры, превышающие 250 и 1000 базовых величин соответственно. А предлагают увеличить планку до 1000 и 2000. И еще одно важное изменение: тем, кого впервые судят за экономическое преступление, не представляющее большой общественной опасности или менее тяжкое, могут назначить наказание в виде срока только при наличии отягчающих обстоятельств и отсутствии смягчающих. Но это не касается тех, кого судят за контрабанду, незаконный экспорт, отмывание преступных доходов. Чуть снизят максимальное наказание для тех, кто занимается предпринимательством без разрешения и получил крупный доход – не три, а два года лишения свободы. Есть идея смягчить максимальное наказание за хищения с использованием компьютерной техники. За такое преступление, совершенное группой лиц или в особо крупном размере, сейчас грозит от 6 до 15-ти, а предлагают сделать от 5 до 12 лет. Из Уголовного кодекса может исчезнуть статья 193-1, которой предусмотрено наказание за организацию или участие в деятельности незарегистрированного общественного объединения, партии, фонда или религиозной организации. Теперь за такие действия могут наказать штрафом или даже сроком до 2 лет. Взамен предлагают перенести статью в КоАП и наказывать штрафом в размере до 50 базовых.

– После завершения сессии у парламентариев наступят каникулы. Что планируете делать?

– В народе каникулами у депутатов принято считать временной промежуток между сессиями – с июля до октября, а потом с января до апреля. Но это не значит, что депутаты уходят в отпуск и отдыхают. В этот период просто нет заседаний всего Парламента, на которых окончательно обсуждаются и принимаются законы. Наоборот, это более сложное время, больше совещаний на других уровнях, в самих комиссиях. Лично я заметил для себя, что в этот, как вы говорите, каникулярный период, работаю больше. Это время в первую очередь используется для подготовки законопроектов и более активной работы в округах. Активизируется работа по иным направлениям, поверьте, что у депутатов их, ой, как много… В августе собираюсь на пару недель в отпуск, нужно съездить на малую родину, заняться домашними делами и здоровьем.

– Петр Алексеевич, Вы сказали о работе в округах. Что дает эта работа для Вашей парламентской деятельности?

– Очень многое. Во-первых, это информация, которую я получаю от общения с руководителями, с трудовыми коллективами и просто с людьми. Важно, чтобы наше законодательство шло именно от жизни и соответствовало самым актуальным ее аспектам и изменениям, от того, что нужно людям. Во-вторых, это прекрасная возможность самому довести необходимую информацию, а также выслушать проблемы и просьбы. Вообще, я стараюсь бывать в округе как можно чаще. Кстати, каждому депутату в месяц отводится пять дней для работы в округе. У меня три района – Березинский, Червенский и Крупский. Вот и считайте: только в мае в Крупском районе я был дважды. Провожу приемы граждан, прямые линии. Стараюсь бывать в различных коллективах. К примеру, в мае встретился с сотрудниками Крупского РОВД. Рассказал силовикам о выступлении Главы государства во время обращения с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию, работе Палаты представителей. Прокомментировал наиболее обсуждаемые проблемы – Декреты № 1 и № 7, ситуацию, связанную с деятельностью движения «Матери-328» по пересмотру ст. 328 Уголовного кодекса «незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов», ответил на вопросы своих избирателей. Впереди у нас новые встречи. Уверен, что пройдут они так же интересно и плодотворно.

Марина Бородавко, «Крупскі веснік», 19 июня 2018 г.