/ / Общественно-политические и в области права
12.01.2018

Вне игры: Как вполне авторитетные торговые сети обманывают нас в нечестных рекламных играх

Сталкиваясь с малоизвестными поставщиками услуг в любой сфере, мы ожидаем от них подвоха. И это вполне объяснимо, когда у предприятия ни имени, ни репутации. Другое дело, когда нас берут в оборот вполне авторитетные торговые сети, которым мы привыкли доверять. Как оказалось, им тоже не чужды запрещенные приемы в рекламных играх.

Нечестная рекламная игра

О том, в какие ловушки в минувшем году попадали потребители на объектах торговли и питания Минска, нам рассказала начальник управления торговли и услуг Мингорисполкома Нина Емельянова.

В лидерах нечестных игр – случаи, когда организации для роста продаж заманивали покупателей бонусами, которыми впоследствии люди не могли воспользоваться, потому как рекламная активность внезапно прекращалась. Бывали факты и неравнозначной замены предлагаемых подарков за накопленные баллы. Всего в 2017 году управление Нины Алексеевны рассмотрело десятки обращений, когда люди жаловались на недостоверную рекламу по акциям и предоставлению скидок:

– Дело в том, что такие нарушения в основном выявляются именно благодаря гражданам. Да, мы видим заявления магазинов о скидках, но ведь пока не купишь товар или не поучаствуешь в рекламной игре, не узнаешь итогов. Некрасивая история произошла, к примеру, в сети строительных магазинов Mile, где постоянно проходят акции с существенными скидками. Минчанка сообщила нам, что ходила именно в этот гипермаркет, специально покупая товары на определенную сумму и получая нужное количество баллов, чтобы приобрести заявленную в рекламе надувную двуспальную кровать. Однако вместо нее получила всего лишь матрас. Игра оказалась недобросовестной, рекламодателя в результате оштрафовали.

Проверяющие обратили внимание и на крупную сеть гипермаркетов ProStore. Люди пожаловались на то, что в «Просторе» с объявлением двухдневной акции со скидками в 40% с полок на некоторое время исчез дешевый товар нужной категории. Информация покупателей подтвердилась частично, поскольку дешевый товар все же был, но быстро закончился. Проверяющие на этот раз решили ограничиться предупреждением в адрес сетевика, очередная подобная игра с покупателями обернется уже штрафными санкциями.

А как вам такой элемент недобросовестной конкуренции? Автозаправочная станция «Газпромнефть–Белнефтепродукт» тоже громко заявила о программе лояльности, предлагая своим клиентам заправляться на определенное суммарное количество топлива и потом в награду получить литры по специальной акционной цене. Но вскоре автомобилистам пришли СМС-сообщения о том, что акция внезапно прекратилась. То есть выходило, что люди, поверив АЗС, ездили именно в эту сеть, тратили время, в итоге остались без обещанного изначально выигрыша: скидкой смогли воспользоваться не все участники акции, даже накопив нужное для бонуса количество топлива.

Еще одно распространенное нарушение – проведение в социальных сетях незарегистрированных рекламных игр. Это категорически запрещено. За такую деятельность, в частности, к административной ответственности привлечена сеть ресторанов быстрого питания «Макдональдс», штраф составил 100 базовых величин. ИП Реут П.С. поплатился за игру в соцсетях «Выиграй путевку». ООО «Либерти групп» также подобным образом предлагало выиграть 300 призов. Для этого пользователю необходимо было вступить в сообщество «Либерти групп» в соцсети, нажать «нравится» под рекламной записью и разместить ее на своей странице, постоянно удерживая объявление на верхней строчке.

Вместе с тем, признается Нина Емельянова, далеко не все жалобы граждан обоснованы: «Вот, к примеру, история одной минчанки. Она говорила нам, что потратила много времени из-за скидок в ГУМе: почти день выбирала, примеряла вещи, а на кассе узнала, что бонусы не на все товары. Мы проверили и не увидели нарушений со стороны универмага. В рекламе указывалось честно: 33-процентная скидка действует на определенный ассортимент товаров. Гражданам нужно внимательнее читать условия проведения акций. Кстати, помимо реакции на обращения, мы и сами регулярно изучаем соответствие заявленных скидок и акций действительному предложению. Могу сказать, что только за прошлый год нами было составлено 56 протоколов».

Моя собеседница признает, что минчане все же стали реже обращаться в Мингорисполком по поводу нечестных рекламных активностей. По сравнению с 2016 годом в 2017-м таких жалоб стало меньше в 9 раз. В основном предприятия теперь указывают соответствующие действительности размеры скидок. Однако, если вы считаете, что стали жертвой обмана, обратитесь к администрации предприятия (можно оставить запись в книге жалоб) или в исполком, МАРТ. Имея на руках подтверждение того, что ваши права ущемлены из-за ненадлежащей рекламы, вы вправе обратиться в суд с исками, в том числе с исками о материальном возмещении морального вреда.

Людмила Гладкая, «Советская Белоруссия», 12 января 2018 г.