/ / Общественно-политические
23.02.2018

Глава Госкомимущества Андрей Гаев – о новом экспериментальном режиме управления госпредприятиями

Даже эксперты МВФ и Всемирного банка несколько скорректировали свое мнение в отношении государственных компаний. Если раньше настаивали на безоговорочной приватизации, то теперь – на модернизации системы управления «казенными» активами. История бизнеса подтверждает тезис: успех или убыточность компании зависят не от формы собственности, а от используемых принципов менеджмента. Нашей промышленности, и частной в том числе, здесь есть над чем работать. В белорусских банках давно используются международные стандарты в корпоративном управлении. И смотрятся финансисты весьма достойно. По крайней мере, работают эффективно, хотя и вызывают сим фактом некоторую зависть у реального сектора. На успехи последнего влияет множество факторов. Но качество менеджмента – один из существенных. Какие изменения происходят в парадигмах управления государственными активами для повышения их эффективности, рассказал Председатель Государственного комитета по имуществу Андрей Гаев.

Андрей Гаев

– С инициативой внедрения современных принципов корпоративного управления комитет выступил еще три года назад. Чтобы развеять скептицизм по отношению к новому для страны начинанию, было запущено несколько пилотных проектов. Каких результатов удалось добиться?

– Работаем сразу по нескольким направлениям. В ведомственную подчиненность ГКИ были переданы холдинги «Белавтодор» и «Белресурсы». «Белавтодор» акционирован больше года назад – сформированы наблюдательный совет управляющей компании, профильные комитеты, назначены независимые директора. Аналогичные мероприятия проводятся и в холдинге «Белресурсы». Второе направление – внедрение элементов корпоративного управления в «пилотных» 10 ОАО из различных отраслей экономики. Совершенствуется структура управления, чтобы наблюдательный совет, как и положено по действующему законодательству, определял стратегию развития компании, осуществлял финансовый контроль и собственнический надзор, участвовал в подборе квалифицированных кадров… По всем этим ОАО отслеживаем динамику. Нельзя сказать, что все идет гладко. У одних показатели улучшаются, у других пока нет. Корпоративное управление – важная составляющая успешного бизнеса, но не волшебная таблетка от всех болезней. Не стоит предъявлять повышенные ожидания. Кроме современной системы менеджмента предприятиям для нормального развития необходимы и инвестиции, и технологии, и новое оборудование, и рынки сбыта. Тем не менее правильная структура управления позволяет более эффективно решать эти вопросы. Насколько? Говорить пока рано. Большинство упомянутых ОАО новые корпоративные элементы стали внедрять только в прошлом году. Первые результаты логично смотреть по итогам их деятельности в 2018 году. Пока же нарабатываются соответствующие опыт и компетенции, чтобы понять, как управленческие механизмы работают в наших реалиях, насколько эффективны те или иные конструкции менеджмента. Чтобы, как говорится, не наломать дров, к изучению проблемы привлекли Институт экономики Национальной академии наук: на «пилотных» предприятиях они проведут исследование, как внедрение элементов корпоративного управления влияет на эффективность этих компаний.

Противовес для «красных» директоров

– А как относятся к инновациям руководители предприятий?

– Высказывается полный спектр мнений. Некоторые недоумевают: а зачем что-то менять? Есть директор, с замами, помощниками и другими классическим службами, пускай и занимаются развитием предприятия. И отвечают за производство, модернизацию, привлечение инвесторов, сбыт продукции… Зачем еще наблюдательный совет, который будет давать какие-то советы? Но мы же не изобретаем велосипед, а используем принципы сдержек и противовесов, которые себя оправдали в мире и предусмотрены нашим законодательством. Применение их в корпоративном управлении позволяет в большей степени застраховаться от ошибок, минимизировать риски знаменитого человеческого фактора. Это не значит, что все генеральные директора плохие. Среди них много опытных, заслуженных и квалифицированных руководителей. Но все знать не может даже самый мудрый человек. И коллегиальные органы управления призваны свести к минимуму возможность совершения неправильного хода. А для предприятия промах в стратегических вопросах иногда равносилен краху и банкротству.

– Но у коллегиальности по сравнению с единоначалием есть существенный недостаток: размыта ответственность.

– Для этого и реализуем пилотные проекты, чтобы на практике отработать вопросы разделения полномочий, ответственности за результат, мотивацию. В идеале каждый менеджер должен знать свои полномочия и поставленные задачи и материальное вознаграждение за достижение поставленных целей. Вопросы очень непростые. Сейчас активно ищем на них ответы. Есть определенные сложности с подбором независимых директоров. В прошлом году разработали предъявляемые к ним требования. В принципе, каждый желающий может подать заявку и претендовать на эту должность, если соответствует критериям. Есть определенные проблемы по вознаграждению независимых директоров. Первый опыт подтвердил: кандидатов с высокой квалификацией необходимо и материально заинтересовать соответственно. Однако, чтобы выплачивать такое вознаграждение, в некоторых случаях необходимо проработать ряд нормативных документов.

От отрасли к фондам

– Для любого предприятия большое значение играет позиция собственника. Раньше нередко представителей государства в ОАО упрекали за пассивность. В прошлом году по инициативе комитета для них была введена ведомственная отчетность, работу стали оценивать по балльной системе. Как показал себя такой подход?

– Итоги деятельности по прошлому году можно будет подводить только в конце марта – начале апреля, когда общества составят итоговые бухгалтерские балансы. В прошлом году оценивали результаты по 2016-му. Некоторые представители государства в ОАО не набрали необходимого количества баллов, некоторых пришлось заменять. Но в целом работа активизировалась. В том числе и по вовлечению неиспользуемого имущества, избавлению от непрофильных активов. Хотя к этому вопросу необходимо подходить продуманно. Например, общежитие – какой актив для предприятия? Ведь оно может быть важным элементом социально-кадровой политики. Другой вопрос, как этот объект влияет на экономику компании.

В целом мы внимательно проводим анализ работы ОАО с долей республиканской собственности по различным параметрам. По итогам 2016 года у 53 компаний доходность оказалась выше ставки рефинансирования, у 184 – ниже, 150 предприятий, к сожалению, показали отрицательный финансовый результат.

– Одна из рекомендаций международных экспертов – уход от отраслевого принципа управления государственными активами и создание специализированных институтов для этой цели.

– Все надо делать разумно, анализируя эффективность последствий принимаемых решений. Сейчас, в ходе «пилотного» проекта, отрабатываем эту идею на практике. Техническую и консультативную поддержку планирует оказать Европейский банк реконструкции и развития. На базе Института недвижимости и оценки хотим отработать вариант управления холдингами «Белавтодор» и «Белресурсы» на профессиональной основе. В первом приближении получится прообраз государственной корпорации или фонда управления активами. Если опыт окажется положительным, можно его расширять.

Владимир Волчков, «Рэспубліка», 22 февраля 2018 г.
(фото 
– БЕЛТА)