/ / Общественно-политические
23.02.2018

Резюме Председателя Регионального форума национальных координаторов по целям устойчивого развития

Заместитель Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Национальный координатор по ЦУР Марианна Щёткина озвучила на закрытии Регионального форума национальных координаторов по ЦУР резюме форума с учетом прозвучавших на нем предложений и инициатив.

В резюме отмечено, что правительства стран региона твердо привержены трансформационному характеру Повестки-2030 и реализации ее основного лозунга «никого не оставить в стороне».

Политическое лидерство является ключевым акселератором в достижении ЦУР.

Решающим фактором достижения устойчивости являются скоординированные действия всех партнеров на национальном, региональном и глобальном уровнях и обмен опытом между всеми заинтересованными участниками процесса.

Правительства стран региона активно включают ЦУР в свои экономические, социальные, природоохранные стратегии и планы, уделяя приоритетное внимание координации действий между министерствами и выработке политики, основанной на научном подходе и согласованной с национальными бюджетами.

Дискуссия выявила следующие общие моменты.

1. Лидерство в реализации Повестки-2030 остается за государствами. Задачей международных организаций является содействие правительствам в наращивании потенциала национальных институтов по достижению устойчивости с учетом национального контекста и приоритетов развития.

2. Государства региона осуществляют национализацию ЦУР через формирование национальных систем статистического учета, основанных на глобальных индикаторах. Этот процесс должен сопровождаться интегрированием ЦУР в национальные бюджеты и законодательство.

3. Финансирование национальных мер по достижению ЦУР критически важно. Достичь этого можно за счет мобилизации внутренних ресурсов, в том числе путем создания национальных фондов, введения системы налоговых стимулов, поощрения государственно-частного партнерства, стимулирования бизнес-инвестиций, привлечения поддержки на международном уровне, передачи технологий.

4. Необходимо, чтобы экспертная, интеллектуальная, а также техническая и проектная поддержка усилий государств со стороны международных организаций продолжалась и наращивалась. В этот процесс необходимо вовлекать страновые команды ООН на местах.

5. Миссии MAPS показали себя эффективным инструментом экспертной поддержки государств со стороны системы развития ООН с учетом национального контекста. Важно использовать инструменты MAPS для анализа и оценки национальных политик, разработки «дорожных карт» по достижению ЦУР, выявлению узких мест и акселераторов устойчивости.

6. Государства региона, уже представившие в ходе Политического форума ООН по устойчивому развитию добровольные национальные обзоры по достижению ЦУР, отметили эффективность этого инструмента как с точки зрения оценки сопоставимости национальной политики и Повестки-2030, так и в качестве механизма стимулирования деятельности по реализации этой Повестки на национальном уровне.

7. Участники Форума высказались в поддержку усилий Генерального секретаря ООН по проведению комплексной реформы системы развития Организации. Результаты реформы должны обеспечить ООН лидерство, эффективность, подотчетность и будут способствовать более скоординированной и слаженной работе агентств на местах по достижению ЦУР с учетом национальных приоритетов.

8. Региональная интеграция выступает драйвером развития и способствует достижению ЦУР. Страны одного региона могут получить больше преимуществ, работая вместе. Наличие регионального координационного механизма будет способствовать развитию сотрудничества между странами региона в решении схожих проблем и вызовов в области устойчивости. Представляет интерес опыт ЕАЭС по подготовке обзора ЦУР своего региона, разработке приоритетов и методологии, а также опыт внедрения ЕС инструментов по достижению ЦУР на национальном и глобальном уровне, включая поддержку стран Восточного партнерства.

9. Страны региона, которые являются странами со средним уровнем дохода (ССД), объединяют схожие стартовые условия и общие проблемы. Достигнут серьезный прогресс в достижении ЦРТ. Экстремальный уровень бедности искоренен. Доступ к образованию обеспечен. Устойчивый рост ВВП служит хорошей основой развития. Между тем перед странами региона стоит ряд вызовов – растущее неравенство, угроза роста уровня безработицы, изменение климата, энергетическая незащищённость. При этом эта группа стран пока не является приоритетной для получения международной помощи на цели развития. Эта ситуация требует исправления и адекватной поддержки ССД со стороны ООН и международно-финансовых институтов.

10. Обеспечение гендерного равенства, переход к зеленой экономике, цифровизация общества являются теми сферами, которые приведут к успеху. Гендерное равенство является реальным акселератором по достижению всех ЦУР, поскольку инвестиции в женщин будут иметь мультипликационный эффект.

11. Создание национальной системы статистических данных остается важной задачей и одновременно вызовом. Сложность в работе по достижению ЦУР связана с отсутствием четких методик разработки и оценки показателей. Отмечается дефицит дезагрегированных данных, порой недостаточное качество индикаторов. Система сбора данных не отвечает требованиям ЦУР.

12. Дезагрегированные статистические данные в отношении детей помогают корректно оценивать социальные и экономические условия их жизни и находить наиболее эффективные пути решения проблем, с которыми они сталкиваются. Это прочный фундамент для принятия необходимых решений, измерение результатов труда политиков и правительств, а также тех, кто работает с детьми на местах.

13. Разработка и внедрение стандартов является важной частью процесса достижения ЦУР.

14. Анализ возникающих сложностей и пробелов имеет критическое значение для выработки последующих стратегий действий.

15. Вовлечение парламентов в работу по ЦУР является важным инструментом достижения устойчивости на национальном уровне. Законотворчество, бюджетирование, парламентский контроль за деятельностью правительства и представительство интересов избирателей имеют решающее значение для осуществления ЦУР.

16. Формирование межпарламентского сотрудничества по вопросам достижения ЦУР будет способствовать обмену опытом, гармонизации национальных законодательств стран региона, разработке общих стандартов и нормативов, продвижению совместных инициатив.

17. Важной задачей остается вовлечение в процесс достижения ЦУР всех основных партнеров, включая частный сектор, гражданское общество, академические круги.

18. Отмечена неразрывная связь между общественной, региональной и глобальной стабильностью и процветанием для всех с необходимостью обеспечения прочного мира и безопасности в регионе.

19. Бедность снизилась, но проблема неравенства скрыта в тех средних показателях, которыми мы оперируем.

20. Формирование общественного сознания, ориентированного на устойчивое развитие, – длительный, но необходимый процесс, требующий широкого информирования общественности о ЦУР. Отмечена важная роль образования в целях устойчивого развития, воспитания детей и молодежи.

21. ЦУР представляют значительные перспективы для частного сектора в плане новых рыночных возможностей, роста и развития своего бизнеса, одновременно создавая значительную социальную и экологическую выгоду для всего общества.

22. Участники акцентировали необходимость обобщенной информации о лучших практиках организации работы по достижению ЦУР в странах. Предложили ЕЭК ООН и ПРООН содействовать формированию такого информационного ресурса в нашем регионе.

23. Заслуживают внимания и изучения инновационные подходы стран к достижению ЦУР, в том числе:

  • стратегии информационно-просветительских кампаний в Азербайджане;
  • инновационная лаборатория ЦУР в Армении, пока единственная в мире совместно основанная правительством страны и ООН;
  • бельгийский опыт вовлечения гражданского общества в продвижение ЦУР – инициатива «Голоса в поддержку ЦУР»;
  • опыт Великобритании по поддержке ЦУР на международном уровне;
  • венгерский опыт омбудсмена для будущих поколений;
  • работа Грузии по внедрению электронной системы для вовлечения всех партнеров в мониторинг достижения ЦУР;
  • создание хаба ООН в Казахстане, призванного содействовать достижению ЦУР в регионе;
  • опыт Латвии по реформированию налоговой политики, долевому финансированию мероприятий по достижению ЦУР;
  • опыт России по инкорпорированию основных элементов устойчивого развития Повестки-2030 в важнейшие национальные стратегические и программные документы в экономической, социальной и экологической сферах;
  • сербский опыт по улучшению положения женщин, проживающих в сельской местности;
  • опыт Чехии по учреждению наград за лучше проекты по достижению ЦУР с привлечением знаменитостей;
  • швейцарский опыт работы по расширению участия женщин в экономической, политической и общественной жизни;
  • создание в ряде стран национальных «барометров ЦУР», позволяющих в режиме реального времени осуществлять мониторинг проводимой работы.
24. Региональный форум национальных координаторов по достижению ЦУР 21-22 февраля 2018 г. в Минске стал площадкой для обмена опытом и практическим вкладом в создание глобального партнерства по достижению ЦУР.

25. Государства и международные организации, участвовавшие в минском форуме, поддержали инициативу по созданию сети национальных координаторов по ЦУР для обмена знаниями опытом работы по достижению ЦУР.

26. Внесено предложение о проведении следующего регионального форума с участием национальных координаторов по ЦУР в Азербайджане.

27. Резюме минского форума будет представлено на Региональном форуме ЕЭК ООН в Женеве 1 марта 2018 г.

По сообщению официального сайта Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь