/ / Общественно-политические
27.08.2018

Перезагрузка правительства. Важен контекст: Как и почему меняются правительства в мире

Смена Правительства, без преувеличения, стала одним из центральных политических событий года в нашей стране. Новые управленцы без раскачки приступили к напряженной работе. Уже в ближайший вторник на заседании Совета Министров планируется рассмотреть прогноз социально-экономического развития на 2019 год. К 1 сентября этот документ должен быть внесен в Администрацию Президента. Пока же выясним, как и почему меняются правительства в других странах и чего ждать от обновленного Совмина в Беларуси?

кадровые перестановки

Громкие отставки высоких чиновников для любой страны событие значимое, в чем-то даже экстраординарное, хотя и не редкое. Только в этом году мы стали свидетелями смены правительств в Армении, Кыргызстане, Грузии, Испании, Италии. Но во всех аналогичных случаях первостепенную важность имеет не сам уход того или иного кабинета министров, а контекст такого шага. И, к сожалению, не везде он мирный и бескровный. Например, весьма жаркой выдалась в этом году весна в Ереване, где произошли события, которые многие эксперты сразу же окрестили «бархатной революцией». Это случилось после того, как в стране приняли поправки в Конституцию об изменении формы правления с президентской на парламентскую. В итоге премьер-министр получил больше полномочий и на этот пост избрали бывшего президента Сержа Саргсяна. Однако в новой должности он продержался всего неделю и на фоне массовых беспорядков был вынужден уйти в отставку.

Впрочем, в большинстве случаев члены правительства расстаются со своими портфелями более цивилизованно.

И происходит это по разным причинам. Чаще всего виной всему служит экономическая политика. Показательным в этом плане стал август 2014 года для Франции. Тогдашний президент страны Франсуа Олланд освободил от занимаемой должности премьера Мануэля Вальса. Поводом для такого решения стало заявление министра экономики Арно Монтебура, который в интервью газете Le Monde раскритиковал экономическую политику Франции и Евросоюза в целом. Любопытно, что это была уже вторая отставка французского правительства за полгода. Причиной ухода премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили в июне этого года стали разногласия с председателем правящей партии «Грузинская мечта» Бидзином Иванишвили «по экономическим и другим фундаментальным вопросам». В апреле этого года премьерской должности указом президента Кыргызстана лишился Сапар Исаков и вся его команда. После ежегодного отчета премьера три партии из шести поставили неуд деятельности правительства.

Недоверие к правительству порой приводит и к курьезам. В 2011 году Бельгия поставила рекорд, проведя 541 день без правительства. Это произошло после того как премьер Ив Летерм и его министры ушли в отставку. Бельгийский король поручил лидеру валлонов сформировать кабинет министров, но процесс затянулся: фламандцы выступали за раздел страны, а лидер националистов Барт де Вевер блокировал формирование кабинета. В 2011 году франкофон (первый франкоговорящий за последние 24 года) Элио ди Рупо все же стал премьером, но через три года сам представил королю Филиппу прошение об отставке. Причина та же – неразрешимые противоречия между франкоговорящими жителями и фламандцами.

В Италии после Второй мировой войны сменилось более  60 правительств, а непревзойденным рекордсменом считается предприниматель – мультимиллиардер Сильвио Берлускони, который четырежды занимал премьерский пост: в 1994–1995, 2001–2005, 2006, 2008–2011 годах. Его лидерство сопровождалось множеством различных скандалов: сексуального характера, обвинением во взяточничестве, коррупции, уходом от налогов. В 2013 году Берлускони все-таки приговорили к четырем годам тюрьмы, правда, три из них автоматически простили.

После судебной реабилитации 82-летний Берлускони вновь получил право баллотироваться на любые посты. И, похоже, снова не прочь вступить в бой. Совсем недавно лидер партии «Вперед, Италия» призвал своих сторонников противодействовать политике нового национального правительства Джузеппе Конте, которое было сформировано этим летом общественно-политическим «Движением 5 звезд» и партией «Лига».

Зачастую причиной политических потрясений становятся коррупционные скандалы. К примеру, громкие истории отставок в Греции связаны с именем Костаса Караманлиса, лидера партии «Новая демократия», премьера Греции с 2004 по 2009 год. Его правительство не раз уличали в коррупции, в частности, растрате миллионов евро при проведении Олимпиады. После того как действия греческих властей по выходу из финансового кризиса признали неадекватными, Караманлиса настоятельно попросили уйти в отставку, однако он отказался. В 2009-м в Греции прошли досрочные выборы, где социалистическая партия Георга Папандреу набрала голосов больше, чем «Новая демократия». Вскоре Караманлис объявил о своем уходе.

Из более свежих фактов – июньский вотум недоверия правительству Мариано Рахоя в Испании. Он потерял власть, после того как 24 мая испанский суд вынес свой вердикт по делу о системной коррупции в правой Народной партии, которая оставалась у власти в Испании с 2011 года. Суд признал партию виновной в создании «черной кассы» и «институциональной системы коррупции». Около 30 человек, в том числе бывшие партийные функционеры и депутаты, приговорены в общей сложности к 350 годам тюрьмы за получение взяток при распределении госзаказов. Народную партию приговорили к штрафу 250 тысяч евро как «бенефициара» незаконного финансирования. На 33 года за решетку отправился бывший казначей партии Луис Барсенас. Суд также приговорил его к штрафу 44 миллиона евро.

Неприглядная, конечно, история. Которая к тому же основательно и надолго подмочила репутацию одной из ведущих политических партий. Впрочем, чем раньше будут вскрываться подобные коррупционные правонарушения, тем лучше для страны и общества. Ведь замалчивание проблемы, попытки спустить дело на тормозах, нерешительность власти часто ведут к трагическим последствиям. Что и произошло 31 октября 2015 года в ночном клубе Colectiv в Бухаресте. Во время концерта одной из рок-групп из-за фейерверка там начался пожар. Загорелся потолок, началась паника, а дополнительных выходов в помещении, где в этот момент находилось около 400 человек, не было. В итоге погибло около 60 человек. Причиной трагедии румынские активисты назвали коррупцию при проверках пожарной безопасности и выдаче разрешений на использование пиротехники. У клуба не было нужной лицензии. Узнав об этом, на улицы вышло более 25 тысяч человек, требуя отставки премьер-министра и главы МВД. На следующий день глава румынского правительства Виктор Понта сложил свои полномочия.

А вот его латвийский коллега Валдис Домбровскис  не стал дожидаться бурной реакции общественности на трагедию в рижском торговом центре «Максима». В ноябре 2013 года там обрушилась крыша, погибло 54 человека. Уже через шесть дней после катастрофы премьер-министр Латвии взял на себя политическую ответственность за произошедшее и подал в отставку. Вместе с ним ушел весь кабинет министров.

Комментарии экспертов

Татьяна Садовская, завотделом мониторинга социально-экономического развития Института экономики Национальной академии наук

– Главная цель любого правительства в любой стране – рост благосостояния людей. Новое руководство Совмина в Беларуси начинает работу в относительно благополучное время, когда экономика находится на подъеме. До рекордно низких значений снижена инфляция, стабилизирован курс рубля, увеличился экспорт, растут доходы людей. Прежний состав Правительства работал в непростых условиях. Если помните, в 2015-2016 годах экономика падала. Поэтому у команды Румаса шансы оказаться успешнее намного выше. В стране приняты основные стратегические документы, в том числе Программа социально-экономического развития, Национальная стратегия устойчивого развития, есть отраслевые программы. Надо просто брать и выполнять то, что уже согласовано и одобрено.

Акцент при этом следует делать на качественном развитии предприятий. Количественные возможности для роста мы практически исчерпали. Чтобы оставаться конкурентоспособными не только по цене, белорусские производители должны думать об инновациях, повышении производительности труда, совершенствовании технологических процессов. Недаром Президент постоянно требует от производственников строжайшей технологической дисциплины. Иначе ВВП 100 миллиардов долларов, которого предстоит достичь к 2025 году, так и останется мечтой. А ведь это не просто красивая цифра. Вслед за ней потянется вся «социалка»: выше будут зарплаты и пенсии, больше будем строить жилья, тратить на образование и медицину.

Конечно, все хотят получать больше здесь и сейчас. Но очень опасно увеличивать зарплаты искусственно, за счет включения печатного станка и раздачи незаработанных денег. Сначала надо поднять производительность труда. В этом должен быть заинтересован каждый руководитель. Нельзя рассчитывать на бюджетную поддержку или продажу продукции по низким ценам на уровне ее себестоимости. А вот за счет более высокого качества можно снизить себестоимость, продать товар дешевле и даже при той же прибыли оставаться конкурентоспособным. Или предложить потребителю абсолютно новую продукцию.

Борис Паньшин, профессор БГУ

– Одной из главных задач обновленного Правительства будет создание мощного интеллектуального стратегического штаба по развитию цифровой экономики. Цифровизация – сложный и длительный процесс. По сути, это экономика будущего. Но для Беларуси она уже сейчас приоритет номер один. Пока вся цифровая экономика – в сфере услуг. Это мобильные приложения, банковский, страховой сектора. Сегодня очень успешно работает наш Парк высоких технологий. В прошлом году его экспорт впервые превысил миллиард долларов. Но мы никогда не проживем на одних услугах. Эти технологии надо быстрее и решительнее внедрять в производство. Даже простое упорядочение управленческих и рабочих процессов с помощью ИT-индустрии сразу на 30 процентов делает производство более эффективным. А это дополнительная выручка от продажи продукции, налоги в бюджет, более высокие зарплаты. Ведь все достоинство цифровой экономики в том, чтобы сократить издержки.

Однако, чтобы получать отдачу от перехода на «цифру», должна быть мощная аналоговая часть. Нам необходимо создать много консалтинговых центров, сервисных платформ, которые будут носить функционально-образовательный характер, заниматься налаживанием новых схем управления и рабочих процессов на предприятиях. Проще говоря, «оцифровать» надо каждый станок, каждый комбайн, каждую поликлинику.

Тот факт, что в Правительство пришли молодые управленцы с новыми силами, новой энергией, – уже позитивно. Но надо понимать, что наш реальный сектор тянет на себе огромную социальную нагрузку. Поэтому любые попытки слепо копировать западные рыночные модели быстро вернут нас на грешную землю. Задача Правительства в том, чтобы создать такие модели бизнеса, которые соответствуют нашему менталитету. И не чохом все развивать, а смотреть, на чем сейчас можно больше всего заработать. Один из таких сегментов для Беларуси – это туризм. Визовый режим упростили, теперь надо создавать специальные маршруты, совершенствовать транспортное обслуживание, сервис. Чтобы гость из Испании или Италии, не заморачиваясь, через лоукостер долетел до Минска, тут его подхватили, отвезли, чем-то удивили, накормили, напоили. Это будет реально работать и на этом можно поднимать все остальное.

Георгий Гриц, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации

– Тезис о том, что в Правительство пришли новые люди, не совсем правильный. Например, Игорь Ляшенко, курирующий в качестве вице-премьера промышленность и топливно-энергетический комплекс, министр промышленности Павел Утюпин имеют солидный стаж работы в реальном секторе экономики именно по своим направлениям. Работа Сергея Румаса в Банке развития и его привлечение к модернизации деревообрабатывающей отрасли – это вообще бесценный опыт для нашей экономики. А ведь начиналось все непросто. Задумка по деревообработке была хорошая, а когда стали реализовывать, – то денег не хватило, то технологии выбрали не те, то инвестор попался ненадежный. В итоге Банк развития сумел-таки поднять проблемную отрасль, вывести ее на безубыточную работу, а вложенные деньги начинают «отбиваться». Нечто подобное мы наблюдаем сегодня по многим другим проектам в промышленности.

Задачи остаются прежними – модернизация предприятий, разработка новых продуктов, привлечение не портфельных спекулятивных инвестиций, а прямых инвесторов со своими технологиями, рынками сбыта, финансовыми ресурсами. Разумеется, с одновременной раскруткой малого и среднего бизнеса. Сегодня он почти на 70 процентов состоит из сферы услуг. Но этого уже недостаточно. Хорошим примером для нас может служить австро-немецкая модель деятельности малого бизнеса, когда в стране присутствуют производства крупных транснациональных корпораций, для которых частный бизнес на условиях аутсорсинга выполняет конкретные заказы. Тем самым создается основа для развития предприятий в регионах. Оршанский вариант в данном случае показателен.

Но нельзя реанимировать производство только лишь закупив новые станки. Ключевой вопрос – технологии. Если мы говорим о конкурентоспособности национальной экономики, то альтернативы четвертой промышленной революции не существует. Это известный формат, реализованный в других странах. На стажировке в Германии нам показывали, как действует «Индустрия 4.0» на практике. Основной посыл – глубокая интеграция ИT в известные промышленные технологии.

Наверное, нам надо начинать с регионального эксперимента по построению подобной модели, взяв за основу опыт Южной Кореи. Провести аудит белорусских предприятий, выбрать пилотные проекты, разработать «дорожную карту», в которой четко зафиксировать последовательность мероприятий и их обеспечение технологическими, финансовыми и кадровыми ресурсами. Застрельщиком в этом деле должно выступить Министерство промышленности.

В ближайшее время рассчитываем подписать соглашение о сотрудничестве с южнокорейскими партнерами и провести в Южной Корее научно-практический семинар, чтобы выработать конкретные рекомендации для наших предприятий в сфере машиностроения, фармацевтики и нефтехимии.

Евгений Кононович, «Народная газета», 24 августа 208 г.