/ / Общественно-политические
27.06.2017

Проект закона о совершенствовании порядка специальной конфискации одобрен членами Совета Республики

Совет Республики Национального собрания одобрил проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь». Законопроект представил Министр юстиции Олег Слижевский.

Олег Слижевский

Олег Слижевский подробно остановился на части законопроекта, содержащей предложения Генпрокуратуры. Дополнения направлены на фактическую реализацию в национальном законодательстве международных стандартов и обеспечение его соответствия резолюциям Совета Безопасности ООН, а также на совершенствование норм, регулирующих порядок специальной конфискации имущества. Законопроектом предусматривается дополнения в ст.61 ч.7 Уголовного кодекса, согласно которой закрепляется взыскание с осужденного стоимостного эквивалента имущества, подлежащего специальной конфискации, в случае его утраты, уничтожения, израсходования, реализации и по иным причинам. Размер денежной суммы, подлежащей взысканию, будет определяться судом на день вынесения решения. Кроме того, предлагается ст.132 изложить в новой редакции, закрепив в том числе, что наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счетах, вкладах в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, на электронные деньги, будет осуществляться с санкции прокурора либо председателя Следственного комитета, Комитета государственной безопасности либо по постановлению суда.

Проектом закона предусматривается возможность наложения ареста на имущество, находящееся в собственности других лиц, для проверки его фактической принадлежности или источников происхождения, а также, если есть достаточные основания полагать, что имущество было отчуждено подозреваемым (обвиняемым) в целях сокрытия принадлежности, или источников происхождения имущества, либо для финансирования террористической деятельности. Арест на имущество, находящееся в собственности других лиц, налагается на время предварительного расследования или судебного разбирательства.

Одновременно проектом закона предлагается определить минимальные размеры денежных средств, которые могут быть освобождены от ареста по ходатайству подозреваемого либо обвиняемого, иной определенной законопроектом категории лиц, на имущество которых наложен арест, в случае отсутствия иных законных источников дохода для соблюдения права на обеспечение жизнедеятельности их и членов их семей.

Один из блоков законопроекта направлен на реализацию заключения Конституционного Cуда от 12 июня 2014 года. Он касается норм, позволявших органу, ведущему уголовный процесс, в случае смерти подозреваемого или обвиняемого, лица, подлежавшего привлечению в качестве обвиняемого, отказать в возбуждении уголовного дела, а по возбужденному делу прекратить предварительное расследование или производство без согласия его близких родственников. В целях устранения противоречий предлагается установить, что не допускается отказ в возбуждении уголовного дела, а также в прекращении производства по уголовному делу в отношении умершего, если близкие родственники и члены семьи возражают против этого. Проектом закона предложено закрепить правовой статус этих лиц в качестве представителей умершего подозреваемого (обвиняемого) и регламентировать их права и обязанности.

Как добавила председатель Постоянной комиссии по законодательству и государственному строительству Совета Республики Алла Бодак, согласно законодательству, смерть является основанием для прекращения уголовного преследования, но при этом подозрения или обвинения в совершении преступления с человека не снимаются. Она привела пример ДТП, в котором погибают водитель и пассажир: орган уголовного преследования считает водителя виновным. Как результат, уголовное дело прекращается по нереабилитирующему основанию. «Данный законопроект в развитие решений Конституционного Cуда вводит совершенно новый институт в наше уголовно-процессуальное законодательство, который предусматривает возможность реабилитации умершего подозреваемого или обвиняемого, либо лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого», - сказала председатель комиссии. Если близкие или иные законные представители будут возражать против прекращения ведения уголовного дела, то в таком случае дело будет направлено в суд, и только он решит, виновно лицо в совершении преступления или нет. «И это правильный подход. Он соответствует нашему конституционному принципу и международным правовым стандартам, устанавливающим презумпцию невиновности. И, конечно, поспособствует сохранению доброй памяти умершего лица», – подчеркнула Алла Бодак.

Таким образом, изменения будут способствовать повышению уровня защиты прав и свобод граждан и позволят обеспечить правовую определенность и единообразие правоприменительной практики в сфере уголовного и уголовно-процессуального законодательства, резюмировал Министр.

Верхняя палата белорусского Парламента одобрила и ряд других законопроектов, вынесенных на заседание. В частности, это проекты законов Беларуси «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2016 год», «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь за 2016 год», «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда гражданской авиации за 2016 год», «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2016 год».

По сообщению БЕЛТА
(фото – БЕЛТА)