/ / Общественно-политические
21.06.2017

Григорий Рапота: Высший госсовет мобилизует чиновников на решение интеграционных задач

Нынешний июнь выдался для Союзного государства богатым на крупные, знаковые мероприятия. Уже состоялись заседание Совета Министров, сессия союзного Парламентского собрания. Впереди – Высший госсовет Союзного государства, четвертый Форум регионов Беларуси и России. Кроме того, 25 июня исполняется 25 лет со дня установления дипломатических отношений между двумя странами. О предстоящих событиях корреспондент БЕЛТА побеседовал с государственным секретарем Союзного государства Григорием Рапотой.

Григорий Рапота

– Григорий Алексеевич, на 30 июня запланировано заседание Высшего госсовета Союзного государства. Какие темы, на ваш взгляд, станут наиболее актуальными на этой встрече?

– В основном это тот же круг вопросов и тем, которые рассматривались на союзном Совете Министров. Высший госсовет важен не только и не столько подписанием каких-то решений, сколько обсуждением на самом высоком уровне самых животрепещущих вопросов. Это в том числе и сотрудничество в целях сохранения и развития машиностроительного потенциала. Речь идет о том, чтобы создать равные конкурентные условия, а также, где можно, подтолкнуть кооперацию в каких-то областях. Естественно, будет звучать тема сотрудничества в сфере агропромышленного комплекса.

Наверняка где-то на полях или в кулуарах будут обсуждаться вопросы обстановки на границе в связи с усилением погранконтроля с российской стороны за ее пересечением гражданами третьих стран. Но, я думаю, мы уже сделали достаточно большую подготовительную работу, чтобы здесь было понимание ситуации и тех мер, которые будут в ближайшее время приниматься. Поэтому если этот вопрос и будет как-то поднят вне повестки дня, нам есть что сказать, о чем проинформировать глав государств, и тут я, честно говоря, не ожидаю какой-то такой жаркой полемики.

– Проведение заседания госсовета несколько раз переносилось. Повлияло ли это каким-то образом на деятельность Союзного государства? Нужно ли проводить заседания высших союзных органов чаще?

– Смотря какой смысл вы вкладываете в понятие деятельности Союзного государства. Если деятельность Постоянного комитета – то это одно, а если деятельность министерств и ведомств…

– Я, скорее, имею в виду реализацию союзных программ и мероприятий, их финансирование.

– Лучше, конечно, когда это все происходит в свое время. Но перенос принципиально не изменил нашей деятельности, потому что мы имеем возможность решать многие вопросы в рабочем порядке. И мы это делали. В том числе по Совету Министров Союзного государства всю прошлогоднюю повестку дня мы пропустили через этот формат взаимодействия. То же касается и Высшего госсовета: в рабочем порядке мы даже утвердили бюджет этого года, работаем по нему. То есть мы не останавливаемся.

Другое дело, что всегда, когда объявляется дата проведения Высшего госсовета, это заставляет мобилизовать усилия всех причастных к этой деятельности в министерствах, ведомствах на решение задач Союзного государства. В этом смысле положительный эффект от самого факта проведения Высшего госсовета трудно переоценить. Сейчас вот все тоже находятся на таком подъеме в решении задач российско-белорусского взаимодействия. Поэтому мы всегда за то, чтобы заседания наших органов проходили чаще и ритмичнее. Хотя Высший госсовет в любом случае проходит регулярно, раз в год, тут только даты могут смещаться. Насчет Совета Министров принимались решения, чтобы его проводить хотя бы два раза в год. Можно, конечно, и один раз обойтись: как показал опыт прошлого года, мы все равно все вопросы решили, в этом смысле руководители правительств и ведомств сработали очень хорошо. Но вот в порядке такой морально-психологической мобилизации, лучше, конечно, почаще встречаться.

– В этом году заседание Высшего госсовета совпало с проведением четвертого Форума регионов Беларуси и России. Насколько такой формат, как Форум регионов, способствует развитию интеграционных процессов? Каких результатов можно ожидать от него?

– Такой формат очень важен. Для нас вообще любой формат, который нацелен на российско-белорусское сближение или сохранение какого-то уровня отношений в любых сферах, важен. Этот имеет свои особенности. Во-первых, это инициатива парламентов, они являются основными организаторами. Это позволяет парламентариям быть лично вовлеченными в процесс российско-белорусского взаимодействия. Сразу же с началом проведения таких форумов резко вырос экспертный потенциал тех людей, которые входят, скажем, в Парламентское собрание. Потому что подготовка к форуму – интенсивный процесс, который охватывает наши ключевые сферы взаимодействия. Сами парламентарии глубже погружаются в тему, становятся еще более активными участниками процесса.

Во-вторых, форум действительно привлекает регионы: приглашаются практически все и с российской, и с белорусской стороны. Другое дело уровень представительства: если губернатор не смог, то приедет заместитель или соответствующий профильный министр. Но весь бизнес, который тем или иным образом взаимодействует в рамках российско-белорусских отношений, он обязательно представлен. Для него это тоже дополнительная возможность, во-первых, пообщаться, во-вторых, показать, презентовать свою продукцию. Ведь каждый форум сопровождается достаточно масштабными выставками. И в этот раз также будет. Я считаю, что эта площадка бесценна.

– Беларусь и Россия уже начали отмечать 25-летие установления дипломатических отношений. На ваш взгляд, что является самым главным за эти четверть века?

– Прежде всего был подписан исторический договор о создании Союзного государства. Но самое главное, решены вопросы социального, научно-технического, экономического характера.

Если брать социальную сферу – то очень много сделано для того, чтобы обеспечить свободу передвижения граждан по территории Союзного государства, свободу выбора места жительства, работы, выравнены условия при приеме на работу, в высшие учебные заведения, решен ряд вопросов пенсионного обеспечения, перевода пенсий из одной страны в другую, медицинского обслуживания. Это все то, что люди сами на себе чувствуют. И чем меньше они замечают, например, каких-то сложностей при пересечении границ, тем лучше. А вот когда граждане начинают замечать какую-то разницу, создаются неудобства, вот тут мы бьем тревогу. Думаю, что создание этой комфортной обстановки для пребывания граждан России в Беларуси и граждан Беларуси в России – самое большое достижение двух стран, институтов Союзного государства, вообще его замысла и его идеологии.

Заслуга Союзного государства и в том, что не были разорваны технологические цепочки, а в некоторых отраслях они еще более развились. Сохраняется единое военно-политическое пространство со всеми своими институтами, например, региональной группировкой войск – это тоже элемент союзнического взаимодействия.

Много можно говорить о культурном сотрудничестве. Хотя это такая сфера, которая развивается даже независимо от институтов Союзного государства. Но там, где можно создать дополнительные площадки, мы это делаем. Участие в «Славянском базаре в Витебске», молодежные фестивали, спортивные соревнования, детские лагеря, конкурсы, олимпиады – все это Союзное государство будет развивать и дальше.

– Вы уже затронули тему равных прав белорусов и россиян. Какие вопросы в этой сфере еще не закрыты и над которыми предстоит работать?

– Эта тема, можно сказать, бесконечна: мы решаем одно, появляется другое, решаем второе, появляется третье. Мы все время расширяем сферу действия равных прав. Например, решили вопрос с пенсиями, но тут же возникла проблема с пенсиями для военнослужащих. Решим с пенсиями для военнослужащих – появится еще что-то.

С медицинским обеспечением то же самое. Но здесь нужно четко себе представлять, что мы не можем создать, если брать Россию, условия получения медицинского обслуживания для белорусов лучше, чем они есть у россиян, так как в российской сфере здравоохранения есть свои проблемы. Скажем, в отдаленных районах закрываются медицинские пункты, и это касается и белорусов, которые проживают по всей территории России. Часто их проблемы связаны не столько с межгосударственными или двусторонними отношениями, сколько со складывающейся внутренней ситуацией. Как говорится, если дорога плохая, она плохая для всех. То есть, белорусы не только пользуются в России благами, но и разделяют тяготы, если таковые возникают.

– Одна из ключевых составляющих белорусско-российского интеграционного взаимодействия – программы Союзного государства. Как вы считаете, каким сферам уделено недостаточно внимания и они могли бы стать перспективными с точки зрения союзных программ?

– Мы должны и в России, и в Беларуси иметь приоритетные для себя направления развития и желательно именно в этих сферах налаживать взаимодействие. Например, совершенно очевидно, что у нас не хватает собственных – или мощностей, или компетенций – в области станкостроения, микроэлектроники. В вопросах программирования в обоих странах ситуация более или менее нормальная, но, тем не менее, сотрудничество в этой сфере необходимо именно для того, чтобы накопленный здесь потенциал сделать еще более эффективным. Сейчас мы прорабатываем с группой энтузиастов вопрос проведения большого IT-форума в Минске, где будет рассматриваться все, что связано с программированием: искусственный интеллект, кибер-игры и так далее.

Если сфера программирования является приоритетной в силу того, что здесь имеется хороший потенциал, то, например, в вопросах селекции в животноводстве мы отстаем, этот пробел нам нужно ликвидировать как можно быстрее. Это еще одна тема. Космическая отрасль всегда остается предметом взаимодействия: по крайней мере, из десятка программ всегда две-три посвящены космосу. Далее медицина, то есть все, что связано с медицинскими технологиями. Уже утверждена программа по спинальным системам, будем ее реализовывать. Есть еще ряд предложений, которые мы изучаем.

– А сфера туризма?

– Туризм мы готовы всячески поддерживать. Но здесь многое будет зависеть от инициативы самого туристического бизнеса. И еще очень многое упирается в инфраструктурные вопросы, в развитие малого и среднего бизнеса. Но в целом, я считаю, сфера туризма как важный фактор экономического развития у нас недооценена.

– Большинство людей старшего возраста воспринимают близкие отношения Беларуси и России как вполне естественный процесс. Но уже выросло поколение белорусов и россиян, которые не жили в одной стране. И это поколение вступает в активный возраст, приходит во власть. Что нужно для того, чтобы братские отношения двух народов для этого и последующих поколений оставались такой же ценностью?

– Действительно, приближается период смены элит, смены поколений, и этот вопрос закономерен. Мы не можем удерживать наши братские узы только на историческом факторе. Приходит более прагматичное молодое поколение, которое будет ориентироваться и стремиться туда, где оно получит личный успех, удовлетворение от жизни, комфортные условия проживания или пребывания, возможность работать друг у друга, причем не вообще работать, спасаясь от безработицы, а найти интересное для себя дело, которое ему сулит успех. Мы не должны личный успех человека отрывать от успеха государства. И я считаю, что успех государства складывается как раз из личных успехов его граждан. Мы должны над этим думать, должны понимать, что эксплуатировать до бесконечности общую историю нельзя. Это не значит – не знать, не изучать историю, знать и изучать нужно обязательно. Но есть пределы ее использования, чтобы получить какой-то политический эффект. Мы должны для молодого поколения, что называется, зажечь звезду, показать, куда стремиться. Потому что молодежь назад не смотрит, она смотрит только вперед.

Эдуард ПИВОВАР, БЕЛТА
(фото – БЕЛТА)