/ / Общественно-политические
30.01.2014

«Будет исполнено» <em>(Людмила Гладкая, «Советская Белоруссия» от 30 января 2014 г.)</em>

С 1 января в Беларуси создана единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений, которая объединила судебных исполнителей общих и хозяйственных судов. За год ей предстоит разработать и внедрить процессуальное законодательство, решить кадровые вопросы и развить информационные технологии.

О преобразованиях системы, а также о том, как они повлияют на работу самих судебных исполнителей и чем обернутся для должников, рассказывает гость рубрики – заместитель Министра юстиции Валерий Кулаковский.

– Валерий Леонтьевич, какова структура новой службы и куда теперь следует обращаться за взысканием задолженности?

– Обе существовавшие до этого системы исполнения, по сути, решали одни и те же задачи, только каждая по–своему. Поэтому Указ Президента № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» подвел объективную черту этому процессу. При выстраивании новой системы, безусловно, будет принят во внимание многолетний опыт судов в области исполнения судебных и иных постановлений.

Вследствие преобразований фактически изменена ведомственная подчиненность судебных исполнителей и контроль за их деятельностью возложен на Министерство юстиции. При нем создано главное управление принудительного исполнения, а также территориальные органы: управления принудительного исполнения главных управлений юстиции облисполкомов, Минского горисполкома, которые будут организовывать и контролировать деятельность районных отделов исполнения. Сегодня пока сохранена, условно говоря, «специализация». Поэтому вопросами взыскания задолженности по экономическим спорам и валютных кредитов с физических лиц занимаются управления принудительного исполнения в областях и Минске. Более подробную информацию по обращениям можно найти на сайте Министерства.

Вместе с тем за результаты деятельности нового органа также ответственны облисполкомы и Мингорисполком, которые в том числе через главные управления юстиции будут заниматься материально–техническим и кадровым обеспечением территориальных органов принудительного исполнения. На стадии исполнения это взаимодействие особенно важно. Например, если забрать у предприятия все средства, не дать ему работать, то кто же вернет оставшиеся долги? Поэтому в каждой ситуации нужно находить приемлемые решения, чтобы сохранить стратегически важное предприятие и вместе с тем исполнить постановление.

– Не секрет, что судебным исполнителям не хватало рычагов для взыскания долгов. Удалось ли решить эту проблему?

– Сделать труд исполнителей более эффективным, а также изменить общественное представление об их профессии, статусе и важности выполняемых задач – одна из целей реформирования. Поэтому расширение полномочий – процесс само собой разумеющийся. Исполнители, к примеру, смогут приостанавливать операции по счетам должников, объявлять их в розыск, самостоятельно накладывать арест на транспортные средства и недвижимое имущество через соответствующие органы, а также взыскивать денежные средства за принудительное исполнение. Кроме того, при определенных условиях будут вправе вскрывать служебные и жилые помещения обязанных лиц, когда те не пускают сотрудника на порог.

Для повышения оперативности исполнения внедряются профессиональные поисковые системы должников и их имущества. Важно, чтобы работник службы имел доступ к таким базам и мог проверить нужную информацию. Параллельно мы прорабатываем вопросы взаимодействия с другими госорганами. Допустим, с ГАИ – по розыску транспорта должников, с пограничными службами и службами таможенного контроля – по ограничению выезда обязанных лиц и перемещению их имущества за пределы страны. Внедряем и электронные способы оплаты долгов.

Однако никоим образом не должны нарушаться права сторон. И если одна из них не согласна с действием или бездействием судебного исполнителя, можно обратиться с жалобой к вышестоящему органу принудительного исполнения (раньше жалоба рассматривалась судом). Если и это решение взыскателя или должника не удовлетворит, то жалоба направляется в суд.

– Чего же ждать должникам?

– Те изменения, о которых мы говорили выше, безусловно, заставят их задуматься о своевременности погашения долгов. Кроме того, сумма, дополнительно взыскиваемая с должников за принудительное исполнение, увеличилась в два раза – с 5 до 10 процентов. Это должно стимулировать выполнение своих финансовых обязательств добровольно. В перспективе мы планируем значительно расширить применение таких мер, как ограничение права выезда за пределы страны и права управления транспортными средствами. Ужесточить административную и уголовную ответственность за неисполнение решений суда и требований исполнителя. Также не собираемся отказываться и от практики хозяйственных судов по созданию базы должников, к которой будет иметь доступ любой желающий.

Кроме того, изменения могут коснуться перечня имущества, на которое не может быть обращено взыскание. Для нас принципиальным является вопрос с жильем. Нельзя было наложить арест, к примеру, на квартиру должника, если она у него одна. Но рынок жилья в основном уже приватизирован, и мы предлагаем снова вернуться к этому вопросу. К примеру, можно продать часть квадратных метров должника, а его переселить в квартиру меньшей площади. За счет разницы решение суда будет исполнено.

Подводя итог, отмечу: дабы не обременять себя массой проблем и дополнительными расходами, лучше исполнять свои финансовые обязательства добровольно и в срок.

Людмила Гладкая, «Советская Белоруссия», № 18 (24401) от 30 января 2014 г.