/ / Общественно-политические
29.03.2013

Чего должны бояться «нелегалы» ?

За три неполных месяца текущего года хозяйственным судом Могилевской области было вынесено 18 постановлений по части 1-1 статьи 12.7 КоАП, причем три из них – с применением конфискации транспортного средства.

Что толкает людей на занятие нелегальным извозом, и кому лучше живется в условиях недавних изменений отечественного законодательства, представители хозяйственного суда пытались разобраться в ходе комплексного мероприятия, проведенного 27 марта на базе Инспекции Министерства по Налогам и Сборам по г. Бобруйску.

На повестке дня – ряд вопросов, связанных с осуществлением гражданами нелегальной предпринимательской деятельности. Среди присутствующих – представители регистрирующего органа, транспортной инспекции, местные пресса и телевидение. Судья Владимир Трамбачев охотно делится с представителями СМИ своим мнением: «Нелегалов в первую очередь отпугивают условия: ежедневный медицинский контроль, контроль за техническим состоянием транспортного средства, страхование пассажиров. Многих отпугивает банальное нежелание совершать данные процедуры, однако половина из них — по состоянию здоровья или транспортного средства — просто не может получить лицензию. Чем может закончиться поездка у такого водителя – лучше не представлять. Были случаи, когда приходилось выносить постановления в отношении 70 –летнего пенсионера, перенесшего не один инфаркт, или гражданина, который на момент осуществления нелегальной деятельности был лишен прав за вождение в нетрезвом состоянии».

Пообщавшись с представителями прессы, судья хозяйственного суда Могилевской области приступает к проведению открытых выездных судебных заседаний. У каждого своя история: кого-то «нужда заставила», кто-то решил «потаксовать» нелегально, чтобы выяснить, стоит ли вообще этим заниматься, кто-то просто не работает и ищет легких денег. Один из присутствующих — с 2009 года в поле зрения работников налоговой инспекции: неоднократно предупреждался, имеет штрафы, однако регулярно продолжает возить людей «из пункта А в пункт Б». Естественно, без регистрации. Однако в ближайшее время ему, видимо, и самому придется пользоваться услугами своих «коллег»: постановлением суда автомобиль правонарушителя конфискован в доход государства.

В рамках борьбы с нелегальным предпринимательством законодательная база за последнее время претерпела значительные изменения: максимально упрощена процедура регистрации в качестве предпринимателя, безработным выдается безвозмездная субсидия в 10 млн. рублей, которая полностью покрывает все расходы на открытие лицензии и установку таксометра – только работай! Однако нелегалы по-прежнему «не переводятся».

«Непонятно, что еще осталось сделать» - сетует заведующий сектором отдела контроля транспортной деятельности транспортной инспекции в г. Бобруйске Владимир Рабушко. «Там, где могло, государство уже пошло навстречу потенциальным предпринимателям. Сняты ограничения на прохождение курсов, отменены и ограничения на транспортное средство – если потенциальный поставщик услуг такси захочет использовать для этих целей раритет – он имеет на это полное право. Осталось только налог отменить, наверное».

У судьи хозяйственного суда Могилевской области Владимира Трамбачева – другая позиция, которую он озвучил в ходе семинара с должностными лицами налоговых органов по г. Бобруйску и Бобруйскому району: «Как правило, нелегалы не прекращают деятельность до тех пор, пока не получают штраф. Административный кодекс предполагает воспитание правонарушителя, однако, если раньше суд пытался воспитывать путем назначения минимального наказания, теперь этого не будет. Штраф должен быть таким, чтобы нелегал по-настоящему задумался: а стоит ли рисковать снова? Хотя и у этого подхода есть обратная сторона: получив крупный штраф, правонарушитель может просто-напросто стать осторожнее и продолжать нарушать закон».

Печально, но факт. Однако еще печальнее признавать, что для отказа от легких денег сегодняшнему нелегалу обязательно требуется стимул – как правило, в виде наказания, в десятки раз превышающего сумму, необходимую для легализации своего бизнеса.