/ / Новости PRAVO.BY
22.11.2018

Профессионально об актуальном. Порядок учета и отчуждения пустующих и ветхих домов: новое в правовом регулировании

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 22 октября 2018 г.

В целях совершенствования порядка учета и отчуждения пустующих и ветхих домов издан Указ Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2018 г. № 357 «О пустующих и ветхих домах» (далее – Указ № 357), в соответствии с которым будет признан утратившим силу Указ Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2012 г. № 100 «О мерах по совершенствованию учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности» (далее – Указ № 100).

Основные новеллы Указа № 357 сводятся к следующему.

1. Расширена сфера действия Указа № 100.

В отличие от Указа № 100, который устанавливал порядок работы с пустующими и ветхими домами в сельской местности (на территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, поселков городского типа и городов районного подчинения, а также иных населенных пунктов, входящих в пространственные пределы сельсоветов), Указ № 357 распространяет свое действие также на территории городов областного подчинения, в том числе областных центров и г. Минска.

Предусматривается ведение районными, городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами, а также местными администрациями районов в г. Минске реестров пустующих домов и ветхих домов в электронном виде и при необходимости на бумажных носителях.

Формирование реестров пустующих домов, расположенных в сельской местности, должно быть осуществлено до 7 декабря 2018 г. путем перенесения записей, имеющихся в регистрах учета пустующих домов, расположенных в сельской местности, ведение которых осуществлялось в соответствии с Указом № 100. Реестры пустующих домов, расположенных в иных населенных пунктах, и реестры ветхих домов должны быть сформированы до 7 сентября 2019 г. Содержащиеся в указанных реестрах сведения должны быть размещены на официальных сайтах местных исполнительных комитетов в глобальной компьютерной сети Интернет.

2. Изменены подходы к определению пустующих и ветхих домов.

В соответствии с Указом № 100 пустующим может быть признан дом, в котором в течение последних трех лет подряд лица, имеющие право пользования им, проживают в нем в совокупности менее одного месяца в календарном году, и в отношении которого не представлено письменное уведомление о намерении использовать его для проживания. Согласно Указу № 357 для признания жилого дома пустующим достаточно установления факта непроживания такими лицами в нем ни одного дня в течение трех последних лет, а также непредставления уведомления о намерении использовать жилой дом для проживания.

Что касается признания жилого дома ветхим, то в отличие от Указа № 100, в соответствии с которым требовалось признание жилого дома не соответствующим санитарным и техническим требованиям или непригодным для проживания, Указом № 357 предусмотрено, что такими домами могут быть признаны жилые дома, находящиеся в аварийном состоянии или грозящие обвалом, в отношении которых местными исполнительными и распорядительными органами установлено, что лица, имеющие право владения и пользования ими, в течение последнего года не проживали в них и не принимают мер по восстановлению этих жилых домов для использования по назначению (либо по их сносу). Исключение составляют жилые дома, квартиры, находящиеся в аварийном состоянии или грозящие обвалом вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и актов терроризма.

При этом под пустующими и ветхими домами в Указе № 357 понимаются не только одноквартирные и блокированные жилые дома, но и квартиры в блокированных жилых домах.

3. Установлена периодичность проведения обследования жилых домов, расположенных на территории соответствующих административно-территориальной единицы, района в г. Минске, – не реже двух раз в год.

Обследование жилых домов будет осуществляться комиссией, в состав которой включаются заместители председателей районного, городского (города областного подчинения) исполнительных комитетов, заместитель главы местной администрации района в г. Минске, руководители и специалисты структурных подразделений в сфере архитектуры и строительства, жилищно-коммунального хозяйства и землеустройства, представители органов внутренних дел, территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, иных специализированных организаций и служб (при необходимости).

Выявление комиссией жилых домов, соответствующих критериям ветхих или пустующих домов, будет осуществляться на основании визуального осмотра жилых домов, придомовых территорий не предмет осуществления мероприятий по охране земель, а также будут оцениваться иные признаки, указывающие на неиспользование этих жилых домов для проживания в течение длительного времени (например, уплата налога на недвижимость, земельного налога, внесение платы за жилищно-коммунальные услуги, возмещение расходов на электроэнергию, выполнение требований законодательства об обязательном страховании строений, принадлежащих гражданам). Кроме того, представители органов внутренних дел, входящие в состав комиссии, будут опрашивать соседей о фактическом проживании в обследуемом доме собственника, иных лиц, имеющих право владения и пользования этими домами.

В случае соответствия обследуемых жилых домов критериям пустующего либо ветхого дома комиссия в течение пятнадцати рабочих дней с даты проведения визуального осмотра жилого дома составляет заключение, к которому прилагаются материалы опроса, фотографии жилого дома, а также иные документы, подтверждающие указанные в заключении сведения (при наличии таких документов).

4. Детализирован порядок действий местных исполнительных комитетов с пустующими и ветхими жилыми домами.

Местные органы власти в течение пятнадцати рабочих дней со дня составления заключения комиссии должны проинформировать собственника и иных указанных в заключении лиц о предстоящем включении жилого дома в реестр пустующих домов. Если собственник неизвестен или неизвестно место фактического проживания либо место нахождения собственника, местные органы власти обращаются в территориальный орган внутренних дел с соответствующим запросом.

Собственник, иные лица, имеющие право владения и пользования жилым домом, при намерении использовать для проживания жилой дом должны подать уведомление в исполком по месту его нахождения. Такое уведомление может подаваться лично, направляться по почте, в том числе электронной, или факсимильной связи в срок, установленный в извещении. При наличии уважительных обстоятельств (перевод на работу в другую местность, призыв на военную службу, направление в служебную командировку и др.), в результате которых собственники, иные лица, имеющие право владения и пользования жилым домом, могут непрерывно не проживать в этом доме в течение трех и более лет подряд и такой дом может быть признан пустующим, указанные лица должны проинформировать о данных обстоятельствах исполком по месту нахождения жилых домов. В этом случае до истечения трех лет с даты их прекращения эти жилые дома не подлежат включению в реестр пустующих домов.

В случае непоступления уведомления в установленный срок местным органом власти в течение пятнадцати рабочих дней со дня истечения этого срока принимается решение о включении жилого дома в реестр пустующих домов. При этом, если уведомление будет подано до принятия решения о включении жилого дома в реестр пустующих домов, такой жилой дом не подлежит включению в данный реестр.

Не позднее двух месяцев со дня включения жилого дома в реестр пустующих домов местный орган власти обязан подать в суд заявление о признании пустующего дома бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы, а также о прекращении права частной собственности на земельный участок либо о расторжении договора аренды земельного участка. При этом собственник должен быть проинформирован о подаче заявления в суд в течение трех рабочих дней.

В течение тридцати рабочих дней со дня вступления в силу решения суда о признании пустующего дома бесхозяйным и передаче его в собственность административно-территориальной единицы местный исполнительный комитет принимает решение о дальнейшем использовании пустующего дома либо о его сносе.

При выявлении ветхих домов они в течение пятнадцати рабочих дней со дня составления заключения включаются по решению соответствующих местных исполнительных комитетов в реестр ветхих домов. При этом в течение пятнадцати рабочих дней со дня включения жилого дома в реестр собственнику такого дома направляется письменное предписание, в котором устанавливается срок для восстановления ветхого дома или для сноса (от одного года до двух лет) либо срок для обращения с заявлением о получении разрешения на реконструкцию (до шести месяцев). При наличии уважительных причин такой срок может быть продлен.

При неисполнении собственником предписания в установленный срок, а в случае отказа от получения предписания – невыполнении мер по восстановлению (реконструкции, сносу) ветхого дома на протяжении года со дня включения жилого дома в реестр ветхих домов местным исполнительным комитетом принимается решение о сносе ветхого дома либо об обращении в суд с заявлением об изъятии у собственника ветхого дома путем его выкупа административно-территориальной единицей или передачи соответствующему исполнительному комитету для продажи на аукционе или без его проведения, а также о прекращении прав на земельный участок. При этом о принятых решениях собственник дома должен быть проинформирован в течение трех рабочих дней.

5. Установлен порядок работы с движимым имуществом, находящимся в пустующем или ветхом доме.

Так, предусмотрено, что движимое имущество, стоимость которого ниже суммы, соответствующей пятикратному размеру базовой величины, признается собственностью соответствующей административно-территориальной единицы в случае, если до вступления в силу решения суда о признании пустующего дома бесхозяйным и передаче его в собственность этой административно-территориальной единицы данное имущество не было принято во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником. В случае продажи ветхого дома и непринятия бывшим собственником в установленный срок мер по освобождению этого дома и земельного участка, на котором он расположен, от движимого имущества приобретатель ветхого дома вправе обратить в свою собственность движимое имущество, стоимость которого явно ниже суммы, соответствующей пятикратному размеру базовой величины, приступив к его использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении такого имущества в собственность.

6. Предоставлено право местным исполнительным комитетам отчуждать пустующие или ветхие дома на аукционе или без его проведения.

При этом продажа таких домов без проведения аукциона не осуществляется в городах Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Минске, Могилеве. С учетом интересов государства, местных условий и экономической эффективности областные исполнительные комитеты вправе определять иные населенные пункты, на территории которых пустующие или ветхие дома отчуждаются только путем проведения аукциона.

Если принято решение о дальнейшем использовании пустующего дома путем его продажи без проведения аукциона, информация об этом публикуется в периодических печатных изданиях и (или) иных средствах массовой информации, а также на официальном сайте соответствующего исполнительного комитета в глобальной компьютерной сети Интернет. В случае поступления по истечении тридцати календарных дней со дня опубликования информации заявки на приобретение пустующего дома со стороны одного лица с ним заключается договор купли-продажи жилого дома. При наличии нескольких претендентов на приобретение пустующего дома его отчуждение осуществляется по результатам аукциона.

Начальная цена продажи на аукционе пустующего или ветхого дома устанавливается по рыночной стоимости. При этом начальная цена может быть понижена:

  • на двадцать процентов после первого несостоявшегося аукциона, а также отказа единственного участника от приобретения предмета аукциона по начальной цене, увеличенной на пять процентов;
  • до пятидесяти процентов включительно после проведенного с понижением начальной цены на двадцать процентов несостоявшегося аукциона, а также отказа единственного участника от приобретения предмета аукциона по начальной цене, увеличенной на пять процентов;
  • до восьмидесяти процентов включительно после проведенного с понижением начальной цены до пятидесяти процентов включительно несостоявшегося аукциона, а также отказа единственного участника от приобретения предмета аукциона по начальной цене, увеличенной на пять процентов.

Отметим, что положения Указа Президента Республики Беларусь от 5 мая 2009 г. № 232 «О некоторых вопросах проведения аукционов (конкурсов)» не распространяются на аукционы по продаже пустующих и ветхих домов. Порядок организации и проведения аукционов по продаже пустующих и ветхих домов, а также порядок их продажи без проведения аукционов будет определен Советом Министров Республики Беларусь.

7. Предусмотрена возможность принятия местным исполнительным комитетом решения о предоставлении земельного участка, на котором расположен пустующий дом, подлежащий сносу, новому землепользователю при условии сноса либо финансирования сноса пустующего дома этим землепользователем.

При этом граждане могут получить земельный участок без проведения аукциона в порядке, установленном законодательством об охране и использовании земель. При предоставлении земельного участка в аренду плата за право заключения договора аренды не взимается.

8. Закреплены гарантии прав собственника жилого дома, признанного пустующим или ветхим.

Так, в случае отмены решения суда о признании пустующего или ветхого дома бесхозяйным и передаче его в собственность административно-территориальной единицы бывший собственник жилого дома может потребовать:

  • возврата жилого дома, если такой дом находится в государственной собственности;
  • возмещения местным исполнительным комитетом суммы, вырученной от продажи жилого дома, если такой дом был отчужден в частную собственность;
  • возмещения местным исполнительным комитетом стоимости жилого дома, если такой дом был снесен.

Если жилой дом был реконструирован либо были произведены иные неотделимые улучшения такого дома, возврат этого дома бывшему собственнику осуществляется после возмещения им стоимости таких улучшений. При этом вместо возврата такого жилого дома его бывший собственник вправе потребовать возмещения стоимости такого дома до проведения его реконструкции (иного улучшения).

9. Нормы Указа № 357, касающиеся определения пустующих и ветхих домов, порядка работы с ними, расположенных в городах областного подчинения и г. Минске, вступают в силу с 7 марта 2019 г., в иных населенных пунктах, – с 7 декабря 2018 г.

Шаршун Е.В.,
юрист

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!