/ / Новости PRAVO.BY
18.07.2018

Профессионально об актуальном: Защита прав интеллектуальной собственности в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 11 июня 2018 г.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), вступивший в силу с 01.01.2018, содержит целый ряд новаций. Изменения затронут и такое направление деятельности таможенных органов, как принимаемые ими меры по защите прав интеллектуальной собственности.

Защита прав интеллектуальной собственности традиционно входит в компетенцию таможенных органов. Норма ст. 351 ТК ЕАЭС в числе задач таможенных органов называет защиту прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории ЕАЭС.

Механизм защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами, предусмотренный ТК ЕАЭС, по сравнению с предусмотренным ранее действовавшим Таможенным кодексом Таможенного союза 2009 г. (далее – ТК ТС 2009 г.) принципиально не изменился и по-прежнему основывается на существовании таможенных реестров объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых таможенные органы осуществляют меры защиты. Эти меры защиты состоят в приостановлении на определенный срок выпуска в свободное обращение товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в такие реестры, если таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав правообладателя на такие объекты интеллектуальной собственности.

Срок принятия мер таможенной защиты не изменился и по-прежнему ограничен 2 годами с момента включения в соответствующий таможенный реестр с возможностью неоднократного продления этого срока на основании заявления правообладателя (его представителя).

Сроки приостановления выпуска товаров также остались без изменения. Согласно норме п. 1 ст. 124 ТК ЕАЭС, в случае если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый либо национальный реестр, таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности, срок выпуска таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней. По запросу правообладателя или лица, представляющего его интересы или интересы нескольких правообладателей, этот срок продлевается таможенным органом, но не более чем на 10 рабочих дней. Однако если ТК ТС 2009 г. в качестве условия для такого продления называл обращение правообладателя (его представителя) в уполномоченные органы за защитой прав, то ТК ЕАЭС помимо такого обращения упоминает также и иные случаи, устанавливаемые законодательством государств-членов, в которых возможно продление названного срока. Тем самым у государств – членов ЕАЭС появилась возможность на национальном уровне уточнять механизм таможенной защиты прав интеллектуальной собственности.

Согласно норме п. 7 ст. 384 ТК ЕАЭС право таможенных органов принимать меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, не включенные в реестры, может быть предусмотрено национальным законодательством. Это означает, что таможенные органы по общему правилу не наделяются полномочиями защиты прав интеллектуальной собственности по принципу ex officio (т.е. по своей инициативе, без заявления со стороны правообладателя), однако такой принцип может быть закреплен в национальном законодательстве отдельных стран – членов ЕАЭС. К слову, законодательство Республики Беларусь такой возможности не предусматривает – согласно норме п. 2 ст. 251 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности принимаются таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования места происхождения товаров, включенные по заявлению правообладателя в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Требования к содержанию заявления правообладателя (его представителя) определены в ст. 252 Закона. Таким образом, Беларусь не допускает возможность действия своих таможенных органов в вопросах защиты прав интеллектуальной собственности по принципу ex officio.

Наряду с национальными реестрами в ТК ЕАЭС упоминается единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств – членов ЕАЭС (далее – единый реестр).

Единый реестр упоминался и в ТК ТС 2009 г., п. 3 ст. 330 которого предусматривал, что «…условия включения объектов интеллектуальной собственности в единый реестр и порядок его ведения определяются отдельным международным договором». Таким договором стало Соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств – членов Таможенного союза, подписанное в Санкт-Петербурге 21.03.2010 и вступившее в силу с 03.06.2011 (далее – Соглашение о едином реестре)1.

Условием включения объектов интеллектуальной собственности в единый реестр была названа их охрана в каждом из государств – членов Таможенного союза. Объекты, включаемые в единый реестр, были определены в ст. 1 Соглашения о едином реестре: объекты авторских и смежных прав, товарные знаки и знаки обслуживания.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 290 был утвержден Регламент взаимодействия таможенных органов государств – членов Таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Этим же решением Федеральная таможенная служба России была определена в качестве органа, уполномоченного на ведение единого реестра.

В то же время следует отметить, что в едином реестре за все время его существования не было зарегистрировано ни одного объекта интеллектуальной собственности, что во многом было предопределено сложным регламентом обмена информацией между национальными таможенными органами. Такое состояние дел послужило толчком для разработки нового механизма администрирования единого реестра.

Следует сказать, что существование единого реестра теоретически дает правообладателям следующие преимущества:

  • возможность подачи одного заявления на включение объекта интеллектуальной собственности в один реестр вместо пяти заявлений в национальные реестры стран-членов;
  • снижение расходов правообладателей при обеспечении обязательства по возмещению вреда, причиненного необоснованным выпуском товаров;
  • обеспечение таможенной защиты прав интеллектуальной собственности на всей таможенной территории ЕАЭС.

Какие изменения коснулись единого реестра в связи с принятием ТК ЕАЭС? Во-первых, с оговоркой, но расширен круг объектов интеллектуальной собственности, включаемых в единый реестр. Согласно норме п. 3 ст. 385 ТК ЕАЭС к объектам интеллектуальной собственности, которые могут быть включены в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов, относятся:

  1. объекты авторского права и смежных прав;
  2. товарные знаки, знаки обслуживания;
  3. наименования мест происхождения товаров.

Тем самым по сравнению с ТК ТС 2009 г. круг объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых могут применяться меры таможенной защиты, расширен за счет включения в него наименований мест происхождения товаров. Однако в отношении этого объекта были сделаны следующие оговорки. Пунктом 6 ст. 384 ТК ЕАЭС предусмотрено, что меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, содержащих такие объекты интеллектуальной собственности, как наименования мест происхождения товаров, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов, принимаются в соответствии с порядком, определяемым Евразийской экономической комиссией (далее – ЕЭК). Более того, согласно ст. 463 ТК ЕАЭС, содержащей переходные положения, вне зависимости от положений п. 3 ст. 385 такие объекты интеллектуальной собственности, как наименования мест происхождения товаров, включаются в единый реестр после вступления в силу решения ЕЭК, которым определяется порядок принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, содержащих охраняемые наименования. Это означает, что реальная возможность включения в единый реестр охраняемых наименований мест происхождения товаров появится после принятия ЕЭК специального правового акта. Очевидно, что такое решение ЕЭК будет увязано со вступлением в силу Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза, предусматривающего создание наднациональной системы регистрации товарных знаков (товарный знак ЕАЭС) и наименований мест происхождения товаров (наименование места происхождения товара ЕАЭС)2.

Как и ранее, условием включения любого объекта интеллектуальной собственности в единый реестр является его охрана во всех пяти государствах – членах ЕАЭС. В отношении объектов авторского права и смежных прав данное требование выполняется автоматически в силу участия всех государств – членов ЕАЭС в многосторонних международных договорах, таких как Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 г., Римская конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г., Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г., а также Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г.

В отношении товарных знаков ситуация сложнее, поскольку обеспечение охраны товарных знаков во всех пяти государствах – членах ЕАЭС на основании национальных регистраций в каждой из стран может быть связано с тем, что охраняемые на основании национальных регистраций товарные знаки могут отличаться как внешним видом, так и перечнем товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется охрана. Вариантами обеспечения охраны одного знака во всех пяти странах является его охрана на основании международной регистрации в рамках Мадридской системы регистрации товарных знаков, участниками которой также являются все государства – члены ЕАЭС, либо предполагаемое введение механизма регистрации товарного знака ЕАЭС.

Во-вторых, в самом ТК ЕАЭС определен орган, ответственный за ведение единого реестра. Таким органом названа Евразийская экономическая комиссия. При этом ЕЭК в силу нормы п. 10 ст. 385 ТК ЕАЭС наделена полномочиями утверждения регламента ведения единого реестра. Согласно ТК ЕАЭС данный регламент должен определять:

  • требования к оформлению и рассмотрению заявления правообладателя (его представителя), составу предоставляемых сведений и документов;
  • срок и порядок рассмотрения заявления;
  • порядок включения и исключения объектов интеллектуальной собственности из единого реестра;
  • внесение изменений в единый реестр;
  • продление срока защиты прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности;
  • порядок взаимодействия таможенных органов и ЕЭК.

Регламент ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств – членов ЕАЭС утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 № 35 и доступен на сайте Комиссии по адресу: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dobd/intelsobs/Pages/normpravdoc.aspx.

Согласно п. 4 Регламента ведение единого реестра, в частности, включает:

  • прием и рассмотрение заявлений правообладателей (их представителей);
  • включение объектов интеллектуальной собственности в единый реестр, а также отказ в таком включении;
  • внесение изменений (дополнений) в единый реестр, продление срока защиты;
  • опубликование на официальном сайте ЕАЭС и актуализация сведений, содержащихся в едином реестре;
  • взаимодействие центральных таможенных органов государств – членов ЕАЭС.

Регламент детально определяет требования, предъявляемые к содержанию и порядку подачи заявки.

В вопрос обеспечения возмещения вреда, который может быть причинен третьим лицам необоснованным приостановлением выпуска товаров, ТК ЕАЭС не внес изменений по сравнению с ранее действовавшими правилами. Согласно норме ст. 6 Соглашения о едином реестре правообладатель был обязан в течение месяца с момента уведомления о принятии решения о включении объекта интеллектуальной собственности в единый реестр представить договор (договоры) страхования ответственности за причинение вреда, при этом страховая сумма не должна быть менее 10000 евро. Аналогичное требование содержится в п. 11 ст. 385 ТК ЕАЭС.

ТК ЕАЭС прямо не предусматривает требования к форме, в которой должно подаваться заявление и прилагаемые к нему документы. В то же время, по информации, представленной ЕЭК, планируется создание информационной системы, обеспечивающей функционирование единого реестра и предполагающей возможность для заявителя создавать «личный кабинет», что, в свою очередь, предполагает возможность представления заявления и документов в электронной форме. Согласно п. 14 Регламента допускается подача заявки в виде электронного документа.

Информация из единого реестра размещается на официальных сайтах ЕАЭС и национальных таможенных органов. При этом информация, включаемая в единый реестр, будет подразделена на две категории: сведения, публикуемые в открытом доступе, и служебная информация, доступная только таможенным органам государств-членов.

Плата за включение объектов интеллектуальной собственности в единый реестр согласно норме п. 13 ст. 385 ТК ЕАЭС не взимается.

Резюмируя, можно высказать осторожный оптимизм в отношении того, что предполагаемые изменения в системе защиты прав интеллектуальной собственности, связанные со вступлением в силу нового таможенного кодекса ЕАЭС, сделают единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств – членов ЕАЭС реально работающим.

______________________________

1 Соглашение о едином реестре утратило силу с даты вступления в действие Договора о ТК ЕАЭС.

2 Проект Договора, одобренный распоряжением Совета ЕЭК от 17.03.2016 № 13, размещен на сайте ЕЭК по адресу: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dobd/intelsobs/Pages/dog_tov_znaki.aspx.

Лосев С.С.,
ведущий научный сотрудник Национального центра
законодательства и правовых исследований Республики
Беларусь, кандидат юридических наук, доцент

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!