/ / Новости PRAVO.BY
13.06.2017

Палата представителей приняла изменения законодательства о защите государственных секретов

За принятие в первом чтении законопроекта «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты государственных секретов» на очередном заседании Палаты представителей проголосовал 101 депутат.

«Законопроект разработан в целях устранения отдельных проблем функционирования системы защиты государственных секретов, выявившихся в правоприменительной практике», – сообщил Председатель Комитета государственной безопасности Валерий Вакульчик, представляя документ депутатам.

Он пояснил, что в настоящее время на законодательном уровне не закреплен порядок досудебного и судебного производства по гражданским, административным, хозяйственным и уголовным делам, содержащим государственные секреты, что создавало определенные трудности для участников процесса, в том числе в том, что касается их законных прав и обязанностей.

Например, с января 2000 года по сентябрь 2012 года в производстве находилось: в хозяйственном процессе – 2, в административном – 8, в гражданском – 16, в уголовном – не менее 80 дел, содержащих государственные секреты.

«В законопроекте будут четко урегулированы такие вопросы, как: ознакомление участников процесса с материалами дел, содержащих госсекреты, изготовление копий и выписок, подача жалоб и другие», – отметил Валерий Вакульчик.

Дополнения и изменения запланировано внести в Хозяйственный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Трудовой кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях, Закон «О государственных секретах».

В частности, в Хозяйственный процессуальный кодекс вносятся следующие дополнения:

  • суд, рассматривающий экономические дела, обязан определить место и сроки ознакомления участников хозяйственного процесса с процессуальным документом или его копией, содержащей сведения, составляющие государственные секреты, и обеспечить такое ознакомление с соблюдением требований законодательства о госсекретах; 
  • ознакомление с материалами дел, содержащими государственные секреты, выписки из них, снятие копий с документов, не содержащих госсекреты, и находящихся в таких материалах дел осуществляются с соблюдением требований законодательства о госсекретах; 
  • в случае, если исковое заявление либо прилагаемые к нему документы содержат сведения, составляющие госсекреты, их копии ответчику не направляются, о чем указывается в судебном извещении; 
  • описательная и мотивировочная части решения суда, рассматривающего экономические дела, содержащие госсекреты, участникам хозяйственного процесса не вручаются; 
  • по делам, содержащим госсекреты, направляется и вручается не содержащая госсекретов выписка из решения суда, рассматривающего экономические дела, состоящая из вводной и резолютивной частей. 

Гражданский процессуальный кодекс будет дополнен такими положениями:

  • при подготовке дела к судебному разбирательству судья уведомляет ответчика о предъявлении к нему иска без направления копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, если они содержат госсекреты; 
  • по делам, содержащим госсекреты, суд оглашает только вводную и резолютивную части решения;
  • по делам, содержащим госсекреты, направляется или вручается выписка из решения без описательной части (только вводная и резолютивная части решения), не содержащая госсекретов. Ознакомление с описательной частью происходит с соблюдением законодательства о госсекретах; 
  • мотивировочная часть решения, содержащая госсекреты, участникам гражданского судопроизводства не вручается. Ознакомление с ней происходит с соблюдением законодательства о госсекретах; 
  • кассационная жалоба или кассационный протест на дела, содержащие госсекреты, подаются в десятидневный срок со дня ознакомления с мотивировочной частью решения.

Следующие дополнения в предлагается внести в Уголовно-процессуальный кодекс:

  • орган, ведущий уголовный процесс, обязан в случаях, предусмотренных Кодексом, ознакомить участников уголовного процесса с процессуальным документом или его копией, с материалами уголовного дела, содержащими госсекреты или иную охраняемую законом тайну, с соблюдением требований актов законодательства; 
  • подлежащие вручению или направлению участникам уголовного процесса копии процессуальных документов, в которых содержатся госсекреты или иная охраняемая законом тайна, после ознакомления с ними хранятся при материале проверки, уголовном деле и вручаются участникам уголовного процесса по их ходатайству на время проведения процессуальных действий с их участием; 
  • в случае получения в ходе производства по уголовному делу сведений, составляющих госсекреты, следователь, лицо, производящее дознание, незамедлительно принимают меры по их защите в соответствии с требованиями законодательства о госсекретах; 
  • при наличии в материалах дела госсекретов или иной охраняемой законом тайны следователь, лицо, производящее дознание, предупреждают подозреваемого, обвиняемого, а также иных лиц в соответствии с Кодексом о необходимости соблюдения ими требований законодательства о госсекретах или иной охраняемой законом тайне, а также об ответственности за разглашение таких сведений, о чем у них берется подписка; 
  • если постановление о привлечении в качестве обвиняемого содержит госсекреты, суд, не вручая копию этого постановления, обязан ознакомить с ним обвиняемого, его законного представителя и защитника с соблюдением требований законодательства о госсекретах и предоставить им время, необходимое для подготовки к защите; 
  • в случае, если приговор содержит госсекреты, не позднее пяти суток после его провозглашения участникам процесса, за исключением государственного обвинителя, вручается выписка из приговора, состоящая из вводной и резолютивной частей приговора, не содержащая госсекретов, а обвиняемый должен быть ознакомлен с приговором с соблюдением требований законодательства о госсекретах; 
  • возможность ознакомления с приговором суда, содержащим госсекреты, или его копией обеспечивается по просьбе защитника, частного обвинителя, а равно потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, представителей не позднее пяти суток со дня их поступления с соблюдением требований законодательства о госсекретах; 
  • апелляционные жалобы и протесты на приговор суда первой инстанции, содержащий госсекреты, могут быть поданы в течение десяти суток со дня ознакомления с приговором или его копией; 
  • приговор, содержащий госсекреты, обращается к исполнению путем направления выписки из приговора, состоящей из вводной и резолютивной частей приговора, не содержащих госсекретов, с письменным распоряжением об его исполнении в орган, который в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством обязан обеспечить его исполнение.

В Трудовом кодексе предусматривается, что отказ работника от предоставления допуска к госсекретам, которому для исполнения своих трудовых обязанностей необходим такой допуск, а равно отказ в соответствии с законодательными актами такому работнику в предоставлении допуска к госсекретам либо прекращения в соответствии с законодательными актами допуска к госсекретам такому работнику является основанием для прекращения трудового договора. 

В Уголовно-исполнительном кодексе предлагается признавать выписку из приговора основанием для исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности.

Также запланированы дополнения в Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях:

  • мотивировочная часть постановления по делу об административном правонарушении составляется судом, органом, ведущим административный процесс, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении при наличии в материалах дела госсекретов; 
  • в случае, если постановление по делу об административном правонарушении содержит госсекреты, лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему, их представителям, защитнику, а также органу, направившему дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд, вручается (высылается заказным письмом) выписка из постановления по делу об административном правонарушении, состоящая из вводной и резолютивной частей постановления, не содержащая госсекретов.

Закон «О государственных секретах» предполагается дополнить определением термина «средства шифрованной, других видов специальной связи», возложить на уполномоченный госорган по защите госсекретов в сфере государственных секретов:

  • определение порядка аттестации руководителей, ответственных за обеспечение защиты госсекретов, если иное не определено Законом; 
  • делегирование органам государственной безопасности в пределах их компетенции полномочий на проведение проверочных мероприятий в госорганах и иных организациях, за исключением тех, которые наделены полномочием по отнесению сведений к госсекретам, в связи с предоставлением им допуска к госсекретам, на выдачу, приостановление, возобновление и аннулирование разрешений на осуществление деятельности с использованием госсекретов госорганам и иным организациям, на согласование номенклатуры должностей работников, подлежащих допуску к госсекретам, согласование предоставления гражданам допуска к госсекретам.

Решено возложить на органы госбезопасности координацию применения госорганами и иными организациями средств шифрованной, других видов специальной связи, осуществление контроля за использованием указанных средств.

Проект изменений и дополнений Закона «О государственных секретах» также предусматривает:

  • закрепить, что защита госсекретов осуществляется посредством применения правовых, организационных, технических мер, в том числе посредством использования сертифицированных средств госсекретов, средств шифрованной, других видов специальной связи и иных мер в соответствии с законодательством в целях предотвращения наступления тяжких последствий или нанесения существенного вреда национальной безопасности Беларуси; 
  • уточнить условия предоставления гражданам допуска к госсекретам; 
  • предусмотреть, что назначение гражданина на должность, связанную с необходимостью доступа к госсекретам, без предоставления ему доступа к госсекретам не допускается; допуск к госсекретам должностным лицам, избираемым (назначаемым) на должности руководителей госорганов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к госсекретам, производить с даты избрания (назначения) их на должность; 
  • отказ в предоставлении допуска к госсекретам считать препятствием для продолжения работы по занимаемой должности гражданином, которому для исполнения трудовых обязанностей такой допуск необходим; 
  • установить, что граждане, которым предоставлен допуск к госсекретам, не вправе получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества, в том числе в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользоваться такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь.  

К слову, сегодня в Палате представителей также был одобрен законопроект «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Объединенными Арабскими Эмиратами о взаимной защите секретной информации». 

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!