/ / Новости PRAVO.BY
27.03.2015

Новая редакция Директивы № 2 придаст новый импульс работе по дебюрократизации государственного аппарата – директор НЦЗПИ Вадим Ипатов

Указом от 23 марта 2015 г. № 135 «О внесении изменений и дополнений в Директиву Президента Республики Беларусь» принята новая редакция Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». Вадим Ипатов, директор Национального центра законодательства и правовых исследований, рассказал о причинах и целях переработки документа.

– Вадим Дмитриевич, почему вообще возникла необходимость пересмотра Директивы № 2?

Director NCZPI Vadim Ipatov

– Директива № 2 была принята более 8 лет назад и в настоящее время требует определенной адаптации к изменившимся общественным отношениям, в первую очередь, в связи с широким использованием в государственном управлении современных информационных технологий, согласования с более поздними законодательными актами.

Требуется также определенное расширение сферы ее действия, не ограничиваясь только административными процедурами и обращениями граждан. На наш взгляд, необходимо говорить в целом о создании надлежащих условий для обслуживания населения, в частности, в сферах ЖКХ, здравоохранения и других, приближении власти к человеку.

Кроме того, проводимые Администрацией Президента Республики Беларусь мониторинги работы государственных органов с населением, к которым активно привлекаются и сотрудники нашей организации, свидетельствуют о том, что на сегодняшний день сохраняются отдельные нарушения в сфере дебюрократизации государственного аппарата.

В этой связи в целях придания нового импульса работе по дебюрократизации государственного аппарата, устранения существующих негативных тенденций в данной сфере потребовалась комплексная переработка Директивы № 2. Вместе с тем в новой редакции сохранены все ранее существовавшие предписания, которые доказали свою эффективность на практике.

– Одной из целей новой редакции Директивы № 2 является приближение власти к простому человеку. Какие конкретные меры предусмотрены в этом направлении?

– В новой редакции Директивы предусмотрен целый ряд дополнительных мер, направленных на приближение чиновников к простым людям, повышение доступности и открытости органов власти.

Так, предусматривается, что руководители республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов и (или) их заместители обязаны будут проводить:

  • личный прием каждую среду с 8.00. до 13.00;
  • прямые телефонные линии с населением каждую субботу с 9.00 до 12.00;
  • выездные личные приемы не реже одного раза в квартал.

Также закрепляется необходимость расширения практики проведения должностными лицами государственных органов и организаций встреч с населением, пресс-конференций по актуальным для населения вопросам, в том числе с привлечением депутатов всех уровней, представителей средств массовой информации и общественных объединений.

При этом предусмотрено, что поднимаемые гражданами вопросы, не требующие специальной дополнительной проверки и относящиеся к компетенции соответствующего должностного лица, должны решаться безотлагательно.

– Отдельное внимание уделено такой весьма злободневной теме, как осуществление административных процедур. Следует ли ожидать каких-то новых подходов в работе с административными процедурами?

– Кардинальных изменений в работе с административными процедурами не предполагается. Порядок их осуществления достаточно полно регулируется Законом Республики Беларусь «Об основах административных процедур», перечнями административных процедур. Тем не менее в этой сфере тоже не все гладко.

Не секрет, что в некоторых государственных органах, особенно в государственных организациях, до сих пор отсутствуют необходимые условия для приема посетителей. В наибольшей степени это актуально для низовых уровней управленческих органов. Нередко в таких организациях отсутствуют элементарные условия для ожидания, нет возможности даже присесть.

В этой связи в новой редакции Директивы предусмотрена необходимость обеспечить надлежащую организацию мест приема граждан в государственных органах, осуществляющих административные процедуры, включая обеспечение достаточным количеством сидячих мест для посетителей и парковочных мест для транспорта, питьевой водой, иными удобствами, формирование безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями передвижения в целях их беспрепятственного доступа к местам приема граждан.

В целях обеспечения удобства посетителей также предусматривается сокращение количества административных процедур, для осуществления которых гражданам необходимо лично посещать г. Минск либо областные центры. Центр тяжести по таким процедурам должен быть перенесен на регионы.

Повышению информированности населения о порядке осуществления административных процедур должна способствовать разработка инструкций по совершению сложных и многоступенчатых процедур, обеспечив четкий, прозрачный и максимально необременительный для граждан механизм осуществления таких процедур, установление промежуточных и предельных сроков их выполнения. В настоящее время механизм осуществления таких процедур, как перепланировка, газификация, приватизация и других, не до конца ясен гражданам, что приводит к различным спорным и конфликтным ситуациям. Разработка подобных инструкций призвана исключить подозрения в кулуарности решения соответствующих вопросов, повысить открытость и прозрачность административной процедуры.

Одним из ключевых направлений совершенствования административных процедур становится расширение возможностей информационных технологий при осуществлении административных процедур.

– Можете остановиться на этом вопросе подробнее? Когда граждане смогут получить необходимую справку не выходя из дома?

– Работа по информатизации управленческих процессов проводится на постоянной основе. Но нужно учитывать, что этот вопрос имеет очень сложный и комплексный характер, требует затрат значительных средств. Практически во всех странах его решение проходит непросто, растянуто на длительное время.

Следует сказать, что у нас уже есть определенные достижения. Создана возможность осуществления регистрации субъектов хозяйствования в электронном виде, заявления о внесении сведений в торговый реестр могут направляться через единый портал электронных услуг посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы без посещения государственных органов и др.

К сожалению, подобные примеры пока еще носят единичный характер.

В целях расширения подобной практики Правительству поручено до 1 января 2017 г. принять меры по организации возможности совершения административных процедур в электронном виде, начиная от дистанционной подачи заявлений об осуществлении административных процедур (заявок на их осуществление) и заканчивая получением результатов в виде электронного документа.

– Граждане часто жалуются на недостаток информации при взаимодействии с государственными органами. Будут ли какие-то изменения в этой сфере?

– Работа по информированию населения о различных аспектах деятельности государственных органов на сегодняшний день проводится на постоянной основе. Однако это, к сожалению, не исключает сложностей с поиском необходимой информации, ее неполнотой или противоречивостью.

В новой редакции Директивы предусматривается комплекс мер по расширению информирования населения. В частности, Правительству, облисполкомам и Мингорисполкому поручено на постоянной основе обеспечивать актуализацию сведений, содержащихся на интернет-сайтах государственных органов и подчиненных им организаций, в целях исключения противоречивой, неактуальной информации, восполнения пробелов в информировании населения.

Кроме того, облисполкомам, Минскому горисполкому надлежит обеспечить размещение на интернет-сайтах рай- и горисполкомов информации о телефонах наиболее востребованных у населения служб по г. Минску, областным центрам, иным городам, а также обо всех совершаемых на соответствующей территории административных процедурах, включая адреса и режим работы осуществляющих эти процедуры организаций, об административных процедурах, осуществляемых в электронном виде, о порядке подачи заявлений об осуществлении таких процедур.

В завершение я бы хотел обратить внимание на очень важную мысль, отраженную в Директиве. В стране проводится большая работа по повышению качества обслуживания населения, максимальному обеспечению и реализации прав человека. К сожалению, многими это воспринимается несколько однобоко. Мол, у нас, граждан, есть права, а у государственных органов – обязанности. И нередко упускается такой важный момент, что прав без обязанностей не бывает. У граждан есть тоже обязанности, которые они должны выполнять перед государством, и выполнять добросовестно. Наглядный пример – последние инициативы о введении так называемого налога на «тунеядство».

В этой связи Министерству информации поручено на постоянной основе проводить информационно-пропагандистскую работу, направленную на разъяснение населению конституционных требований по взаимной ответственности государства перед гражданами и граждан перед государством.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!
(фото - НЦПИ)