/ / Новости PRAVO.BY
14.12.2011

«Приоритеты – соблюдение требований закона, защита интересов граждан и государства»

13 декабря 2011 года Президентом Республики Беларусь подписан Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования Следственного комитета Республики Беларусь».

С 1 января 2012 года приступает к функционированию новый государственный орган – Следственный комитет Республики Беларусь, созданный в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 сентября 2011 г. № 409 и находящийся в подчинении Главы государства.

Для обеспечения полноценной работы этой следственной структуры, а также в целях дальнейшего совершенствования деятельности по поддержанию законности и правопорядка в нашей стране, в частности осуществления предварительного следствия и дознания, была проведена масштабная аналитическая работа по исследованию всех аспектов как правовой, так и общественно-политической ситуации в Республике Беларусь.

Важнейшим итогом этой работы стало подписание 13 декабря 2011 года Президентом Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования Следственного комитета Республики Беларусь» (далее – Закон).

Законом вносятся значительные изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – УПК), касающиеся правового регулирования деятельности вновь созданного Следственного комитета Республики Беларусь как органа государственного управления, призванного существенно оптимизировать систему предварительного расследования преступлений и повысить ее эффективность.

Так, Законом определено, что предварительное следствие по всем уголовным делам будут производить только следователи Следственного комитета и Комитета государственной безопасности (далее – КГБ). Учитывая специфику расследования определенной категории уголовных дел (шпионаж, терроризм и другие), их расследование будет отнесено к исключительной подследственности следователей КГБ.

Вносимые в УПК изменения, тем не менее, не лишают прокурора права разрешать споры о подследственности между этими органами предварительного следствия. При этом Генеральному прокурору Республики Беларусь или лицу, исполняющему его обязанности, предоставлено право передачи уголовного дела от одного органа предварительного следствия другому вне зависимости от подследственности в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.

Закон исключает излишнюю «опеку» прокурора за всеми аспектами следственных действий, что позволит следователям более эффективно реализовывать свои полномочия при расследовании преступлений, а прокурору – в полной мере осуществлять функции надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия. Для этого согласно Закону у прокурора достаточно возможностей по своевременному и оперативному вмешательству в ход расследования и пресечению нарушений законодательства.

Законом расширены полномочия начальника следственного подразделения, поскольку именно на него возлагается задача по осуществлению эффективного и своевременного текущего контроля за расследованием следователями уголовных дел. Дополнительно к имеющимся на данный момент полномочиям начальник следственного подразделения наделяется рядом прав и обязанностей, которые позволяют обеспечить весь комплекс следственных действий, в том числе правом возбуждать уголовные дела, проверять материалы проверок по заявлениям или сообщениям о преступлении, передавать уголовное дело из одного территориального следственного подразделения в другое, продлевать сроки проведения определенных следственных действий и др.

Для обеспечения процессуальной независимости и надлежащего уровня защиты начальника следственного подразделения и следователя Законом в отношении данных должностных лиц вводится особый порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий и возбуждения уголовного дела. В частности, правом принимать решение о возбуждении уголовного дела в отношении начальника следственного подразделения и следователя наделяются Генеральный прокурор Республики Беларусь, Председатель Следственного комитета Республики Беларусь, Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лица, исполняющие их обязанности.

Так как следственные подразделения кроме Следственного комитета сохранены только в КГБ, Законом соответственно исключаются нормативные предписания, устанавливающие право Министра внутренних дел, директора Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля по возбуждению уголовного дела о любом преступлении, предусмотренном Особенной частью Уголовного кодекса Республики Беларусь, и принятию решений о мерах процессуального принуждения.

Также Законом предусмотрены существенные корректировки уголовного процесса, касающиеся деятельности органов дознания, внесен ряд изменений, направленных на оптимизацию расследования преступлений в рамках ускоренного производства.

В связи с необходимостью уточнения компетенции других государственных органов и обеспечения социальной защищенности работников Следственного комитета Законом вносятся изменения и дополнения в иные законы Республики Беларусь, в том числе в Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, законы Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь», «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» и др.

Указанные изменения и дополнения призваны обеспечить надлежащий уровень правового регулирования деятельности Следственного комитета по расследованию уголовных дел, повысить правовой статус следователей, укрепив при этом их процессуальную независимость, что, в конечном итоге, позволит максимально сконцентрировать усилия следователей исключительно на качественном и оперативном расследовании преступлений, оптимизировать деятельность Следственного комитета Республики Беларусь в целом.